17 апреля, в Неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, епископ Сердобский и Спасский Митрофан совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в кафедральном соборе Архангела Михаила г. Сердобска.
Его Преосвященству сослужили: иеромонах Амвросий (Макаров), врио. секретаря Епархиального управления; иерей Александр Федин, ключарь кафедрального собора; иерей Михаил Марчев, клирик кафедрального собора.
Диаконский чин: иеродиакон Иннокентий (Ганин); диакон Димитрий Жирнов.
Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора.
По сугубой ектении была вознесена молитва о восстановлении мира.
Проповедь перед причастием произнес иерей Александр Федин.
По отпусте литургии было совершено славление празднику Входа Господня в Иерусалим.
Вербное воскресенье празднуется в шестое воскресенье Великого поста (за неделю до Пасхи). Это двунадесятый праздник, когда христиане вспоминают торжественный Вход Господень в Иерусалим на добровольные страдания. Вербное воскресенье также называется Неделей цветоносной.
В основе праздника лежит евангельское предание о том, как Иисус Христос перед Своей мученической кончиной и Воскресением прибыл в Иерусалим, и народ приветствовал Его, бросая перед Ним на дорогу пальмовые ветви. Люди сопровождали Господа с радостью. Первосвященники иудейские негодовали на Христа за почтение и уважение, которые Ему оказывал народ, и уже задумали убить Спасителя.
Но произошло неожиданное: «Множество же народа постилали одежды свои по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший Его, восклицал: осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» (Мф 21:8–9).
Евангелисты повествуют о том, как Христос вошел в храм и изгнал из него торгующих: «Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф 21:13). Весь народ внимательно слушал проповедь Господа. После этого к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Спаситель вернулся в Вифанию.
Это событие было описано всеми евангелистами: Матфеем (21:1–11), Марком (11:1–11), Лукой (19:29–44), Иоанном (12:12–19).
Характерным элементом праздника стал обычай освящать в храмах во время богослужения пальмовые ветви. С этим связано и другое название праздника – Неделя ваий (ветвей), или Неделя цветоносная. Поскольку в России пальмовые ветви заменялись вербами, за праздником закрепилось название «Вербное воскресенье».
Лазарева суббота и Вербное воскресенье являются переходом от Святой Четыредесятницы к Страстной неделе.
Следующая за Вербным воскресеньем неделя называется Страстной седмицей. Она самая строгая за все время поста.
На трапезе в Вербное воскресенье разрешаются рыба, елей (масло) и вино.