КАНУН ПОНЕДЕЛЬНИКА СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

Вечером 17 апреля, в канун понедельника Страстной седмицы, епископ Сердобский и Спасский Митрофан молился в кафедральном соборе Архангела Михаила г. Сердобска за уставным богослужением — вечерней и утреней Великого Понедельника, которые совершил иеромонах Амвросий (Макаров), врио. секретаря Епархиального управления в сослужении иеродиакона Иннокентия (Ганина) и диакона Димитрия Жирнова.

За богослужением также молился иерей Михаил Марчев, клирик кафедрального собора.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора.

После мирной ектении на утрени тропарь «Се Жених грядет в полунощи» исполнили духовенство и хор кафедрального собора.

После чтения кафизм правящий архиерей прочитал eвангельское зачало о проклятии Господом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Также в чтении содержались притчи о двух сыновьях и злых виноградарях.

Справка:

С Великого понедельника начинается предписанное Типиконом чтение всей Псалтири (кроме 17-й кафизмы), которое продолжается первые три дня Страстной седмицы. Утреня совершается по чину великопостной, то есть после шестопсалмия поется «Аллилуйя» со стихами. Затем троекратно исполняется тропарь первых трех дней Страстной седмицы «Се Жених грядет в полунощи». Это реминисценция притчи о десяти девах, напоминающая о Страшном Суде и призывающая к духовному бодрствованию.

После чтения рядовой кафизмы из Псалтири молящимся предлагается евангельский рассказ о проклятии бесплодной смоковницы и две притчи (о двух братьях и злых виноградарях, зачало 84: Мф. 21:18-43). Канон утрени Великого понедельника представляет собой трипеснец (то есть содержит только три песни из девяти возможных: первую, восьмую и девятую) Космы Маюмского. После девятой песни канона троекратно поется ексапостиларий (светилен) первых четырех дней Страстной седмицы: «Чертог Твой вижду, Спасе мой» (реминисценция притчи о брачном пире).

Упоминаемый в ексапостиларии чертог представляет собой, по мнению толкователей, горницу Тайной вечери, и молящимся предлагается, таким образом, задуматься, насколько достойны они быть свидетелями и участниками событий Страстной седмицы.