Святыни Сердобской епархии

В кафедральном соборе Архангела Михаила г. Сердобска находится местночтимая икона Пресвятой Богородицы Касперовская.

История

В Россию икона в конце XVI века была привезена сербами, приехавшими из Трансильвании по приглашению русского правительства. Его предок, в середине XVIII века, поселился в Ольвиопольском уезде Херсонской губернии.

Икона передавалась по наследству, пока в 1809 году её не приобрела помещица, жена штабс-капитана, Иулиания Ионовна Касперова, проживающая в своём имении Касперово (в настоящее время Кизомыс, Белозерского района, Херсонской области). Икона к тому времени значительно обветшала.

В феврале 1840 года Касперова ночью молилась со слезами перед Касперовой иконой Божией матери с просьбой помочь ей в её бедах. Вдруг Касперова увидела, что икона обновилась и лик Богородицы просветлел.

Мелкопоместная дворянка Вера Бурлеева, жившая в соседнем селе в то же время никак не могла излечить паралич левой руки. Весной 1840 года во сне она услышала голос Богоматери, посылаюший её в село Касперово помолиться иконе. Бурлееву привезли в дом Касперовых, где после молитвы она вылечилась.

Летом 1843 года случаются ещё три выдающихся исцеления. После молитв перед образом Божией Матери выздоровел Иван Шумяков, 13-летний крестьянский мальчик из города Херсона, страдавший припадками падучей болезни. Выздоровела очаковская мещанка Мария Смешная, которую в дом Касперовой привезли разбитую параличом. До исцеления Смешная не владела половиной своего тела и двигаться самостоятельно была не в силах. После молитвы перед образом Пресвятой Девы и помазания маслом от лампады возвратился рассудок новоивановской крестьянке Парасковье Семипудовой, которая долгое время была одержима.

Через в последних числах января 1844 года икону переносят в сельский храм.

С тех пор от Касперовой иконы Богоматери стали проистекать исцеления, и люди признали её чудотворной. В 1846-м году собранная по этому поводу комиссия официально признала действительность всех чудотворений и к Касперовой иконе начали стекаться паломники из Херсона, Очакова, Одессы, Николаева и других мест.

С 1852 года по просьбе жителей Херсона каждый год на праздник Вознесения Господня Касперовскую икону Божией Матери стали приносить в городской собор.

Во время Крымской войны, в апреле 1854 года, при осаде Одессы британским флотом жители города крестным ходом принесли чудотворную икону в город, и Одесса осталась невредимой. 1 октября 1854 года осада была снята, после чего было решено «в поучение потомству сделать это событие незабвенным и день 1 октября праздником священным». С тех пор чудотворную икону 1 октября стали приносить в Одессу, где она и оставалась до среды Светлой седмицы в Спасо-Преображенском кафедральном соборе.

С 1918 года чудотворный образ пребывал в Спасо-Преображенском соборе постоянно. В 1936 году после уничтожения собора Касперовскую икону перенесли в Успенский собор, ставший позднее кафедральным. Чудотворный образ Касперовской иконы Пресвятой Богородицы находится в нём и сейчас.

Молитва

О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас, недостойных раб Тво­их, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога, Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим, и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Немы бо достойны от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибе­гаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога, Сына Твоего: пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшном суде Сына Твоего: преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных. Ты по Бозе наша надежда и заступница всех, притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко всемогущей помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Мужской Сазанский Пещерный монастырь Казанской Алексиево — Сергиевской пустыни.

Старец иерей Андрей Грузинцев.

В Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни — находятся: пещерный храм в честь Николая Мирликийского Чудотворца(в пещерном комплексе расположена братская усыпальница, в которой покоятся останки местночтимого старца Андрея, который как при жизни так и после кончины отличается даром исцелений). Именно старец Андрей положил начало пустыни, попросив Сердобскую Думу «уступить ему ему, для молитвы и подвигов в лесном овраге на грани городских урочищ со владениями князя Куракина, место». С тех пор Грузинцева называли старцем Андреем, хотя монашеского пострига он не принимал. Существует версия о том, что владыка Гермоген рукоположил старца в сан священника. Можно предполагать и то, что старец был тайно пострижен. Вскоре к нему присоединились и другие люди, думающие об уединении в монастырской тиши. В 1904 году некий землемер Гавриил Григорьевич Крапивин обратился в Сердобскую городскую Думу с просьбой разрешить ему поставить в том же овраге часовню в память рождения наследника цесаревича Алексея Николаевича. Эта просьба, как и ранее просьба Грузинцева, была удовлетворена. С этого времени старцы Андрей Грузинцев и Сила (Жулин) начали подвизаться вместе.

В 1905 году старец Андрей и его сподвижники получили поддержку епархиального начальства: преосвященный Гермоген, приехавший в Сердобск 1 — 3 апреля 1905 года для освящения соборного храма, пожелал видеть строящуюся за городом часовню. Старец Андрей Грузинцев всегда оставался на староцерковных позициях, т.е. придерживался тихоновского направления. Этого направления держались и все монахи пустыни, даже после ее закрытия. Старец Андрей имел большой авторитет в церковных кругах. Достаточно сказать, что как исповедника веры, подвижника благочестия, сохранившего старый церковный уклад, его знали не только в соседних районах, но и в городах Пензе и Саратове. В деле УФСБ по обвинению диакона Иоанна Оленевского за №2180 (1932) старец Сердобской пустыни Андрей Грузинцев довольно часто фигурирует на пожелтевших от времени страницах следственных дел. На допросах обвиняемых и свидетелей постоянно спрашивают о связях и знакомстве со старцем Андреем, и многие из допрошенных действительно слышали о нем, некоторые ходили к нему за советом и молитвенной помощью. Красной нитью проходит информация о том, что это большой духовный авторитет, целитель болящих, основатель Сердобской пустыни. Однако сам старец Андрей не проходит по делу, а лишь упоминается в нем.

Многие сердобчане хранят семейные предания о посещении их родственниками монастыря на Сазань — горе. Многие рассказывают об исцелениях, особенно от беснования. Причем часто говорится о том, что больные исцелялись еще при подходе к монастырю. Рассказывают и о прозорливости отца Андрея.

Кузьмин Н.В.

Один из наших земляков, чьим именем гордятся сердобчане, выдающийся художник-иллюстратор и писатель, Народный художник России и обладатель множества титулов и наград Николай Васильевич Кузьмин (1890 – 1987) в своей книге «Круг царя Соломона» рассказывает о детстве и юности, прошедших в Сердобске. Один из рассказов называется «Изгнание беса». В нём Н. В. Кузьмин вспоминает о посещении со своим товарищем монастыря на Сазань-горе и о том, как отец Андрей отчитывал одну крестьянку от беснования. Вот отрывок из этого рассказа:

«В просторной келье – светлые сосновые стены, приятно пахнет смолой и сухими травами. В переднем углу – три ряда икон, украшенных бумажными цветами и вышитыми полотенцами, перед иконами зажжены лампадки. Рядом с иконами – лубочные картинки в чёрных рамках: «Страшный суд», «Святая гора Афонская», «Серафим Саровский кормит медведя», «Ступени человеческой жизни». В углу – столик, покрытый  белой вязаной скатертью, на нём – сосуд для святой воды с кропилом, крест и Евангелие, восковые свечи.

В горницу набилось человек двадцать. Вон та молодайка, верно, и есть кликуша. Она стоит в стороне, низко опустив голову и надвинув платок на лицо, подавленная стыдом и страхом. Рядом с нею – два мужика – один постарше, другой молодой. Кто они – отец и брат? Или свёкор и муж? Люди бесцеремонно подходят к ним и заглядывают бабе под платок. Она клонится всё ниже и ниже. Вышел из-за перегородки Андрей с толстой книгой в руках и положил её на раскладной аналой… Он раскрыл книгу и начал читать по ней молитвы. Голос у него был резкий, тенорового тембра. Звучали слова знакомых псалмов… Он кропил бабу святой водой, возлагал ей на голову руки и шептал над ней, заставляя её целовать крест и Евангелие, но упорный бес сидел, как клещ, и не поддавался на уговоры… Отец Андрей начал читать молитву, в которой перечислялись все уголки естества, где лукавый мог притаиться:

— «Или во главе, или в темени, или в сердце, или в селезёнке, или в чреве, или в жилах, или в крови, или во власех, или в ногтех…»

Он повязал одержимой какой-то нагрудник, перехлестнул шею пояском с вытканной на нём молитвой и дал ей отхлебнуть из лампадного стаканчика освящённого маслица. Слышно было, как дробно застучали её зубы по стеклу – она дрожала мелкой дрожью.

— Держите её крепче, — скомандовал Андрей и «повелительно и дерзновенно» приступил к чтению самого сильного заклинания на изгнание беса.

-«Заклинаю тя, злоначальниче хульный, начальниче отверженный, самодетельниче лукавый!..» Андрей читает громко и отчётливо, иногда переходит в крик, в паузах кропит бабу святою водой… Все кругом с жадным любопытством смотрели на единоборство монаха с бесом в трепетном ожидании чего-то жуткого, что должно сейчас случиться. Монах вознёс крест и кропило над головой бабы, которая затряслась, как  в лихорадке. Тени заметались по стенам и потолку.

— «Отлучися и изженися, убойся, бежи от мене и не возвратися ни един…»

Больная рухнула на пол и стала биться в истерике и рвотных спазмах. Её так выламывало, что мужики и двое монастырских служек едва могли её сдерживать за руки и за ноги. Смотреть на конвульсии было жутко. Из её горла вырывались дикие, лающие звуки. Её вырвало… Больная постепенно затихла; её подняли и поставили на ноги. Она дико озиралась и всхлипывала, стуча зубами. Андрей вытирал полотенцем со лба и щёк ручьями струившийся пот. Он шатался от усталости, но смотрел победителем.

— Ну и упорен бес. Ничего, опросталась во славу Божию. Теперь ей будет легче. Видали, как он метнулся?…»

Как при жизни, так и после смерти, отец Андрей помогает страждущим, исцеляет их от болезней. Ниже приводятся некоторые сведения о чудотворениях отца Андрея.

Лепещенко Дарья Ивановна, уроженка с. Пустынь Пачелмского района вспоминала, что в 1910 году она посещала монастырь, чтобы взять у о. Андрея благословение выйти замуж. Однако о. Андрей не благословил её на замужество, предсказав, что на Россию «надвигаются  тучи», которые пройдут мимо неё, если она исполнит его благословение, иначе «эти тучи пройдут через её сердце». Дарья Ивановна ослушалась и вышла замуж. В годы революций погиб её муж, оба сына – в Великую Отечественную войну. Дарья Ивановна вспоминала также о том, что являлась свидетельницей исцеления бесноватого отцом Андреем. Молодой мужчина был скован цепями и лежал на телеге. О. Андрей попросил окружавших расступиться. Дарья Ивановна почувствовала, как мимо неё пронёсся порыв воздуха, подобный вихрю. Старец объяснил столь сильную одержимость бесом тем, что больной «начитался вольнодумных книг».

Жительница села Надеждино Сердобского района Апарова Александра Васильевна жила в доме родных старца за несколько месяцев до его смерти. Она вспоминает, что старец был небольшого роста, совершенно слепой, ходил с тросточкой. Носил подрясник, на груди висели чётки, которые он постоянно перебирал. Несмотря на слепоту, безошибочно определял, когда она входила в дом, звал: «Шура, иди греться на печку». В доме у него была отгорожена спаленка, где он молился, в ней было очень много икон. В любое время к нему привозили больных для исцелений. Люди шли и ехали постоянно. Особенно много исцелял бесноватых. Александра Васильевна вспоминает: «Бывало скажет ночью: «Сейчас привезут ко мне больную, я буду её исцелять, накройся чем-нибудь». Но Александра из любопытства подглядывала из-под одеяла. Однажды ночью во время отчитки тяжело больную сильно рвало зеленью. Утром она хотела убрать, но пол был совершенно чистым. То есть лечение старца было духовным.

После смерти старца и сама Александра Васильевна, и многие люди брали с его могилки землю для лечения, носили в узелках на нательном крестике и даже употребляли её в пищу. Щавлева Мария Фёдоровна, 1917 г. р. рассказывает о таком случае: одна пара венчалась, и во время венчания невесту испортили. «Она крутанулась и стала бегать, как лошадь, — рассказывает Мария Фёдоровна. – Когда её повели к отцу Андрею, она добежала до оврага и встала, как вкопанная. Никак её с места не стащат. Отец Андрей подошёл к ней и уговаривает: «Иди, иди, миленькая». Она пошла к нему. Только он руку на неё положил, ей легче стало». Отец Андрей исцелил также золовку Марии Фёдоровны и велел ей пить постоянно святую воду.

Староста собора Архангела Михаила в городе Сердобске монахиня Рафаила (Денискина Любовь Николаевна) рассказывает об исцелении от беснования её тётки, которая в молодости была испорчена во время гуляния на свадьбе. После отчитки у старца Андрея больная стала чувствовать себя лучше. Отец Андрей велел им придти ещё раз, но вскоре монастырь закрыли и окончательно злого духа изгнали в другом монастыре.

Трушина Валентина Николаевна рассказывает, что её мать Суханова Мария Павловна в 1934 г. обращалась за помощью к о. Андрею. Тогда свирепствовала лихорадка, и женщина обратилась к старцу за исцелением. Она взяла с собой и месячную дочку, которая была очень слабенькой. Отец Андрей вышел к ним, положил руку на голову матери и сказал: «Ты, раба Божия Мария, выздоровеешь, а девочка у тебя умрёт». Не прошло и двух недель, как женщина выздоровела, а её дочь умерла. Мария Павловна рассказывала, что к старцу «все ходили, каждый со своим горем».

Лисовская Вера Порфирьевна – известный в Сердобске доктор —  рассказала со слов своей покойной матери, что после закрытия монастыря верующие сокрушались по этому поводу. Отец Андрей утешал всех, говоря, что обитель возродится трудами его тёзки.

В настоящее время Старец Андрей Грузинцев стал настоящим утешителем и помощником в людской скорби, и каждый приходящий в Казанскую Алексиево — Сергиевскую пустынь ощущает утешение в скорбях и духовное окормление старца Андрея Грузинцева.

Святыни Свято-Троицкого Сканово женского монастыря.

Чудотворная Трубчевская икона Божией Матери.

В Свято-Троицком Скановом монастыре находится святыня Русской Православной Церкви — чудотворная Трубчевская икона Божией МатериИкона была написана священником г.Трубчевска Орловской губернии Евфимием в 1765 году, как об этом значится надписи на иконе, по просьбе Тамбовской Епархии, к которой в то время был прописан Наровчатский уезд.

В середине XVIII века Сканов монастырь неоднократно сгорал от пожаров. Возносились молебные пения, люди обращались за помощью к Пресвятой Богородице. Это и послужило причиной заказать для монастыря икону Божией Матери. Эта икона числится в списке чудотворных икон России.

На протяжении более двух веков особо почитаемая прихожанами и оказывающая чудесную помощь и покровительство жителям Наровчатского уезда, с самого момента ее написания, Трубчевская икона находилась в Свято-Троицком Скановом монастыре. «Пензенские епархиальные ведомости» в 1869 и 1877 гг. сообщали: «Икона сия берется в дома горожан для служения молебнов и всенощных бдений, да и в самом монастыре немало богомольцев притекают к ней с верою, служат молебны». «В 1831 и 1848 годах, во время свирепствовання в Наровчате холеры, святая икона сия была торжественно износима в город, и благоговейные жители оной приписывали милосердию и покровительству Царицы Небесной скорое прекращение эпидемической Болезни».

До конца XVIII века Трубчевская икона находилась в одноэтажной Свято-Троицкой церкви. После завершения строительства двухэтажного Свято-Троицкого собора, в XIX и в начале XX веков икона находилась в Свято-Успенском нижнем храме монастыря Свято-Троицкого собора за передним столпом на левой стороне в позлащенном киоте. На иконе, старанием игумена Филарета, на пожертвования доброхотнодателей устроена была серебряная риза с позлащенным венцом и короною, убранною драгоценными камнями.

В 1853 году по благословению Амвросия, епископа Пензенского, при игумене Филарете, на монастырские средства построена была во имя Трубчевской иконы Божией Матери каменная церковь, в 114-ти саженях от монастыря, которая в 1854 году 3 октября, тем же Преосвященным, была освящена. В настоящее время пострадавшая после закрытия монастыря в 30-е годы прошлого столетия церковь отреставрирована.

В 30-е годы прошлого столетия во время закрытия монастыря икону сохранили и увезли в Наровчатский краеведческий музей, где с нее была снята серебряная риза, позлащенный венец, из короны были «изъяты» драгоценные камни. Почти полстолетия пролежала она в пыли и забвении. На нее не обращали внимания и использовали как стол для экспонатов. При очередной описи музейных ценностей против строки «Трубчевская икона Божией Матери» написали: «утеряна». Это было в 1976 году.

В 1993 году, когда возобновился поиск святынь Православной Церкви, икона была обнаружена в запасниках музея, но в пыли и покрытая плесенью. Очистив ее от пыли, все обнаружили в уголке иконы надпись: «1765», и три буквы — «ЕВФ», что означало, что эта икона была написана в 1765 году священником Евфимием. Икону возвратили монастырю.

Церковь в честь Трубчевской иконы Божией Матери.
Церковь в честь Трубчевской иконы Божией Матери.

Вновь возвратившуюся в монастырь икону решили сфотографировать. Был пасмурный день, небо застилали черные тучи. Угол, где находилась икона, был совсем темным, только лампадка освещала лик Матери Божией. «Безперспективное дело, — сказала посетительница, наводя объектив фотоаппарата на икону, — что ж, попробуем». И вдруг сверху, из-под купола храма в решетчатое окно хлынул поток солнечного света. Икона обновилась, заиграв всеми красками. Вокруг головы Матери Божией т венца засиял нимб. Дважды щелкнул фотоаппарат, и снова тучи закрыли солнце, стало темно.

Присутствующие были поражены и радостно удивлены: «Икона радуется своему возвращению» (из воспоминаний журналиста и краеведа Владимира Афанасьевича Полякова). Вскоре, по благословению Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Серафима, она была отправлена в сопровождении инокини монастыря Назарии в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру на реставрацию, которая длилась в течение 9-ти месяцев. С тех пор обновленная икона продолжает находиться в Скановом монастыре. Многочисленные паломники, посещающие монастырь, с верою и любовию молятся пред чудотворным Трубчевским образом.

Обнаруженный в 1993 году оригинал Трубчевской иконы Божией Матери.
Обнаруженный в 1993 году оригинал иконы.

Матерь Божия не оставляет таковых без своей благодатной помощи. Можно упомянуть несколько случаев чудотворений чрез Трубчевскую икону. Жительница г.Тольятти Наталия после молитвы пред иконою и помазания елеем из лампады, находящейся пред иконою, исцелилась от болезни спины.

Одна из насельниц монастыря болела туберкулезом в тяжелой степени (на легких были каверны). Врачи назначили операцию. Сестры молились пред Трубчевскою иконою и просили помощи у Матери Божией. Перед операцией сделали еще один снимок. Врачи были удивлены происшедшей переменой, и операцию отменили.

Жительница г. Самары по имени Домна долгое время страдала бронхиальной астмой и аллергическим заболеванием. Врачи уже отказывались от лечения. Юной девице дана была инвалидность. Она находилась на домашнем обучении. Летом 2002 года Домна два месяца молилась и трудилась в монастыре. В это время она исповедовалась, соборовалась, причащалась и усердно молилась пред Трубчевским образом, имея веру в помощь Царицы Небесной. Помощь Милующей Целительницы душ и телес наших не замедлила. После приезда из монастыря Домна сразу обследовалась. Обследование не обнаружило ни астмы, ни аллергического заболевания. Врачи очень интересовались — через Кого и что христианка-девица получила исцеление.

Чудотворная Трубчевская икона Божией Матери.

В многодетной семье одного пензенского протодиакона ожидали рождение еще одного ребенка. Врачи говорили об опасности жизни как для матери, так и для младенца и убеждали отказаться от рождения. После усердной молитвы протодиакона в монастыре пред Трубчевскою иконою, супруга его благополучно родила, и они, уже всей семьей, приехали в монастырь зимою 2003 года благодарно помолиться пред иконою.

Паломница из г.Тольятти сильно страдала болезнью желудка (в нем были полипы). На протяжении многих лет она лечилась и проходила обследования. По болезни ей пришлось оставить работу. Приехав в монастырь и приложившись к Трубчевской иконе, страдавшая недугом почувствовала облегчение.

Сразу по приезде из монастыря она обследовалась — полипы исчезли. Было это в августе 2004г.

Жительница г.Нижнего Ломова Пензенской области приближалась к смерти (находилась в коме). После месяца пребывания в реанимации врачи сказали, что более ничего для возвращения к жизни умирающей сделать не могут. Тогда отец женщины с внучкой приехали в монастырь и стали усердно молиться пред чудотворною Трубчевскою иконою, прося помощи Царицы Небесной. В тот же день к умиравшей вернулось сознание, она пришла в себя и вскоре быстро поправилась. Произошло это осенью 2004 года.

В сентябре 2004г. в монастырь из г.Пензы приехал отец с сыном. Сын Георгий находился в тяжелой степени наркотической зависимости. Оба прилежно молились перед чудотворной Трубчевской иконой.

После возвращения из монастыря Георгий полностью избавился от наркотического пленения и вернулся к жизни. Все родственники возблагодарили Матерь Божию за происшедшее чудо.

Сильным аллергическим диатезом страдал младенец 2-х лет Седорин Антоний из с. Дубровки Спасского района. В марте 2008 года в Скановом монастыре его прикладывали к чудотворному Трубчевскому образу и помазывали святым елеем от иконы. После этого младенец выздоровел.

Одна раба Божия из г. Тольятти умирала от рака, состояние больной было безнадежным. В больницу ей принесли небольшую Трубчевскую икону Божией Матери. Больная с верой прижала икону к себе, плакала и молилась об исцелении. После этого она почувствовала прилив сил, вскоре ее выписали.

Накануне празднования Трубчевской иконы Божией Матери — 16 октября 2008 года — она сама приехала в монастырь и рассказала о своем чудесном исцелении священнику на исповеди.

Многие богомольцы рассказывают о чудесной помощи от Трубчевской иконы, но просят об этом не оглашать.

Преподобномученик Пахомий Скановский

pahomii_skanovskii

Преподобномученик Пахомий Скановский.

(памятъ 7/20 сентября)

Восхвалятся преподобный во славе и возрадуются на ложах своих» (Пс. 149, 5). Так говорится о святых, достигших Царства Небесного, обретших «вечный покой» и вечное блаженство. Сие достигается любовью к Богу, преданностью Ему, жизненными трудами и самоотвержением, которое у иных восходит к мученической кончине за Христа Бога нашего.

Божественный Спаситель наш говорит: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16, 24). Вняв призыванию Господню, крест жизненных испытаний восприял на себя и до конца пронес кроткий послушатель, верный последователь и воин Христов преподобномученикПахомий (Ионов).

Сей доблестный преподобномученик родился 15 января 1883 года в селе Троицком, Каменского уезда Пензенской губернии в семье благочестивого крестьянина Матфея и наречен был во святом Крещении Петром.

С детских лет возлюбив молитву и уединение, Петр, после окончания курса в сельском училище, удалился в Свято-Троицкий Сканов монастырь, где 16 ноября 1907 года определен был послушником.

Недалеко от Сканова монастыря на Плодской горе в пещерах подвизались монахи-аскеты, их которых известен архимандрит Арсений, по любви к безмолвию оставивший настоятельство обителью и удалившийся в пещеры.

Среди таких подвижников духовно возрастал и усовершался ревностный послушник Петр. 10 июля 1912 года, по благословению настоятеля монастыря, в течение двух месяцев он был в паломничестве в Киево-Печерской Лавре. В следующем, 1913 году, он принимает монашеский постриг с именем Пахомий.

6 июля 1913 года монах Пахомий рукоположен был в сан иеродиакона и определен на послушание письмоводителя. Как отмечали все в обители, был он «качеств отлично хороших, весьма способен, честен, усерден и кроток».

С 1917 года «плач, и стон, и горе» (Иез. 32, 10) объяли Землю Русскую. Слыша плач и стон, видя горе народа православного, отец Пахомий, рукоположенный уже тогда в сан иеромонаха, скорбным взором взирал на осквернение и разорение святынь народа, что именовалось «изъятием церковных ценностей», на закрытие святых обителей и церквей. После официального закрытия монастыря в 1928 году, отец Пахомий подвизался в с. Троицком, где содержал пасеку.

После того, как в 1930 году пасека была «конфискована», отец Пахомий подъял на себя подвиг духовного окормления народа Божия в условиях гонений. В то злосчастное время междуусобной брани, когда предавал «брат брата на смерть» (Мф. 10, 21), пастырь добрый иеромонах Пахомий полагал «жизнь свою за овец» (Ин. 10, И) Христовых. Подвергаясь опасности быть схваченным и убиенным, он проходил селения и совершал священническое служение. Он не боялся «убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).

В условиях гонений возникла катакомбная церковь, которая богоборческой властью жестоко преследовалась, что показали события в Пензе в 1931 году. В таких сложных условиях для исповедания веры находился о. Пахомий и многие верные последователи Христа Бога нашего.

В селе Пичуры, близ Свято-Троицкого Сканова монастыря, располагалось монастырское подворье.

Здесь вокруг доброго пастыря иеромонаха Пахомия собралась небольшая община. В устроенной под церковь келлие церковного старосты Цибиркиной Февронии Ивановны (схимонахини Сергии, ум. 1986г.) совершались Богослужения.

С 1932 по 1935г.г. это «малое стадо» (Лк. 12, 32) словесных овец Христовых являло свидетельство веры, мужество и образец верности Богу.

Затем сюда пришли: священник Ефрем Курдюков и вернувшийся из концлагеря бывший настоятель Сканова монастыря архимандрит Филарет (Игнашкин), который вскоре, 8 июня 1935 года, был арестован.

27 июня 1935 года последовал арест отца Пахомия. С ним были арестованы и двенадцать подвижников нелегального монастыря: иеромонах Макарий (Камнев) из с.Вьюнки; монахиня Параскева ( Шиндяпкина) из с. Н -Пичуры; монахиня Таисия (Проказова Тати ана Михайловна); Аношкин Павел Кузьмич из с.Н.-Пичуры; Мелешкин Василий Филиппович из с.Н.-Пичуры; Родчин Матфей Алексеевич из с.Н.-Пичуры; Беспалов Никифор Григорьевич из с.Казенчик; Шаронов Алексей Евдокимович из с.Казенчик; Шаронова Любовь Алексеевна из с.Казенчик; келейница прмч. Пахомия — Мещерякова Пелагия Ивановна из с.Каменки; келейница прмч. Пахомия — Метальникова Мария Трофимовна из с.Каменки; Шелконогов Иван Семёнович из с.Клиновка.

До 21 сентября иеромонах Пахомий и двунадесяточисленная дружина воинов Христовых содержались в Пензенской тюрьме.

Отец Пахомий обвинялся в том, что был якобы «враждебно настроен к существующему строю, проживая нелегально в селе Пичуры, создал контрреволюционную группу из церковного и монашеского актива, проводил нелегальные сборища, распространял контрреволюционную литературу», и проводил «антисоветскую и антиколхозную пропаганду», направленную «на ослабление существующего строя, колхозного строительства».

21 сентября 1935 года особым совещанием при НКВД СССР, по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР отец Пахомий был осужден к 5-ти годам концлагерей. Направлен он был в Казахстан, Карагандинскую область, в Карлаг НКВД, Бидаикское отделение.

«Но для слова Божия нет уз» (2 Тим. 2, 9), и для молитвы не существует заключения. Истинный раб Божий везде свободен, и ничто не может воспрепятствовать ему пребывать с Богом. Воспевая в сердце своем со Пророком и Псалмопевцем: «Пою Богу моему, дондеже семь» (Пс. 103, 33), отец Пахомий, будучи в заключении, духовно укреплял соузников, собратий своих, и продолжал совершать Богослужения. За это его, уже в лагере,

20 сентября 1937 года арестовывают. Решением «тройки» при УНКВД по Карагандинской области, по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР, иеромонах Пахомий был приговорен к расстрелу.

7/20 сентября 1937 года иеромонах Пахомий был расстрелян.

Жизнь отца Пахомия была преподобна, и кончина его — со святыми мучениками. За сие прославил его пред человеками Бог. В 2000 году, на Архиерейском собореРусской Православной Церкви, иеромонах Пахомий прославлен был в лике новомученников и исповедников Российских.

И ныне преподобномученик Пахомий Скановский предстоит на небесах пред престолом Божиим с теми, которые взошли на небеса «от великой скорби; они омыли одежды свои Кровью Агнца» (Откр. 7, 14) страданиями за Христа Бога. Придя «от великой скорби» земных подвигов к нескончаемой радости Вечной Жизни, преподобномученик Пахомий ходатайствует пред Богом за всех, кому еще предстоит явить свое исповедание Бога пред людьми, дабы, претерпев временные, земные скорби, сподобиться им вечной небесной радости и вместе со всеми святыми славословить Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобномученику Пахомию, глас 4:

Лоза преподобства и стебль страдальчества/

явился есй в вертограде Небёснем,/

в заточении своём благодарение Богу возсылал еси, /

страждущия люди служением и словом утешая,/

сего ради смерть твоя прията бысть паче всякаго всеплодия,/

преподобномучениче Пахомие,//

моли Христа Бога спастйся душам нашым.