В 1874 (по некоторым данным – в 1875) году в семье псаломщика Ильинской церкви города Твери Иоанна Маслова родился сын Николай. Повзрослев и поступив в Тверское духовное училище, юноша проучился в нем только один год.

В мае 1894 года Николай стал псаломщиком к Никольской церкви погоста Никольского в Пенье Калязинского уезда Тверской губернии, а через год его перевели в Михайло-Архангельскую церковь села Михайловского Тверского уезда. Служение молодого псаломщика, очевидно, было замечено, и в 1900 году архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий назначил его в главный храм епархии – Спасо-Преображенский кафедральный собор Твери.

Супруга Николая Надежда, дочь псаломщика Капитона Введенского, была моложе мужа на семь лет.

16 августа 1905 года Николай Маслов был рукоположен в сан диакона, но не оставил должности соборного псаломщика. Известно также, что он много лет служил учителем пения.

В то время в Москве будущий священномученик протоиерей Иоанн Восторгов организовал пастырскомиссионерские курсы для подготовки священников. Программа включала посещение лекций, участие в богослужениях, произнесение проповедей, беседы с сектантами, паломнические поездки. Десятки слушателей, окончивших курсы, приняли священный сан и были направлены в отдаленные епархии Русской Православной Церкви. Диакон Николай Маслов успешно окончил Пятые пастырские курсы в марте 1914 года и подал прошение об определении на священническое место в Саратовской епархии.

Епископ Саратовский и Царицынский Алексий распорядился сделать запрос о нем консистории.

Заведующий курсами епископ Верейский Модест ответил, что отец Николай является знатоком пения, отличается прекрасным поведением – очень тактичен и миролюбив. Тверская консистория уведомила, что «Маслов по службе всегда аккуратен, исправен, и вообще к исполнению своих обязанностей относится с должным вниманием и усердием».

15 июня 1914 года диакон Николай Маслов в Крестовой церкви архиерейского дома был рукоположен во священника. Местом служения его была определена Александро-Невская церковь небольшого села Кадомцево Вольского уезда (сейчас – село Кадомка Воскресенского района Саратовской области).

Деревянный однопрестольный храм в этом селе был построен в  1887 году тщанием прихожан. В  штате были только священник и  псаломщик. К приходу была приписана деревня Новая Новиковка. В селе была общая для мальчиков и девочек церковно-приходская школа, где отец Николай преподавал Закон Божий, а в находившейся в 3,5 верстах деревне – школа грамоты.

На Пензенской земле

Через два года священника назначили в Вознесенскую церковь Скрябинского женского монастыря Сердобского уезда Саратовской губернии (ныне – село Пограничное Колышлейского района Пензенской области). Каменный храм обители рядом с селом Скрябино был построен в  «русско-византийском» стиле в 1891 году тщанием тамбовского почетного потомственного гражданина Андрея Носова. Главный престол был освящен в честь Вознесения Господня, было два придела — в честь Успения Пресвятой Богородицы и преподобномученика Андрея Критского.

По штату монастырю было положено два священника и диакон, но священник в обители служил с диаконом один. С 1912 года обитель возглавляла игумения Леонида 1857 года рождения. По данным 1912 года, в монастыре проживало 18 мантийных монахинь и 148 послушниц, которые сами обрабатывали несколько десятков десятин земли. При монастыре действовали церковно-приходская школа с хорошей библиотекой и приют для девочек. 24 мая 1917 года настоятельницей Скрябинского монастыря была назначена монахиня Нина.

Ко дню Святой Пасхи 1917 года отец Николай Маслов был награжден первой священнической наградой — набедренником.

Лихие времена

В конце января 1919 года помещения Скрябинского монастыря были задействованы под мастерские Штаба заготовок 1 армии Восточного фронта РККА. Обитель был закрыта, храм стал приходским, но в конце апреля – начале мая 1927 года был закрыт и он. В том же году были изъяты колокола обители.

В 1926 году на территории монастыря разместился совхоз № 78 Скрябинского сельсовета, с 1939 года – совхоз «Пограничный». Часть сестер разъехалась по родным местам, часть – перебралась в соседние села. Там стали появляться небольшие общины, теплившие лампаду веры на селе в годы гонений. Сестры жили келейно, занимались рукоделием и молились, читали Псалтирь по усопшим, ходили на службы в еще открытые храмы.

В 20–30-е годы многие насельницы обители были репрессированы и пострадали за веру во Христа.

Пока неизвестно, когда закончилось служение отца Николая в монастыре и в Саратовской епархии, но последующие сведения о нем относятся уже к 1924 году, когда он служил в родных краях — в Тверском храме в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» за Тверцой.

После того как в Твери закрыли почти все храмы, в эту церковь перешел служить архиепископ Фаддей (Успенский) – будущий священномученик, в  1927–1928 годах возглавлявший Саратовскую кафедру.

По ложному обвинению

Жестокое гонение на Церковь в 1937 году не оставило на свободе почти никого из духовенства Твери. В  ночь со 2 на 3 ноября 1937 года отец Николай был арестован по обвинению в участии в некой «контрреволюционной фашистско-монархической организации возглавляемой архиепископом Фаддеем».

Отрицая это обвинение, отец Николай признал, что является убежденным монархистом. До нас дошли его слова: «Чувствуя, что советская власть относится недоброжелательно к духовенству, притесняет религию… я высказывал среди верующих отдельные недовольства советской властью, говорил, что новая конституция нам ничего не дает, церкви по-прежнему стараются закрыть, религию уничтожить…».

На допросе, который состоялся сразу после ареста, следователь спросил священномученика:

– Вы знакомы с бывшим архиереем Успенским?

Священник поправил:

– Не с бывшим архиереем Успенским, а с архиепископом Фаддеем; да, я его хорошо знаю, был у него на квартире в 1930 году, после этого часто его видел в церкви «Неопалимой Купины».

Виновным по указанному обвинению отец Николай себя не признал, не дал показаний и на других людей.

После его допроса были вызваны дежурные свидетели-обновленцы, которые по требованию следователя подписали лжесвидетельства.

2 декабря 1937 года тройка УНКВД по Калининской области приговорила подвижника к десяти годам заключения в исправительнотрудовом лагере. Во время следствия отец Николай тяжело заболел, состояние его здоровья стало быстро ухудшаться. В июле 1938 его перевезли из Калинина в тюрьму в поселке Люкошино, где он скончался после долгой и тяжелой болезни 17 января 1939 года. Реабилитирован 16 января 1989 года.

Прославлен в лике святых Архиерейским Юбилейным Собором Русской Православной Церкви 2000 года.

Храм в селе Кадомка, где служил святой Николай, был разрушен в советские годы. В 1999 году в селе Пограничное вновь образовался православный приход Вознесенского храма, с 2010 года возрождается Скрябинский Вознесенский женский монастырь – ныне он относится к Сердобской епархии.

Валерий ТЕПЛОВ

газета «Пензенский православный собеседник» (№ 1 (236), 2022 г.)