19 марта, в Неделю третью Великого поста, Крестопоклонную, епископ Сердобский и Спасский Митрофан совершил Божественную литургию св. Василия Великого в кафедральном соборе Архангела Михаила г.Сердобска.
Воскресенье Крестопоклонное ещё именуют «Средокрестным», так как оно знаменует середину Святой Четыредесятницы.
Его Преосвященству сослужили: иеромонах Амвросий (Макаров), врио. секретаря Епархиального Управления; иерей Роман Турецких, ключарь кафедрального собора; иерей Александр Федин, клирик собора и руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации; иеродиакон Иннокентий (Ганин), диакон Димитрий Жирнов.
Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора Архангела Михаила г.Сердобска.
Проповедь перед причастием произнес иеромонах Амвросий (Макаров), врио. секретаря Епархиального Управления.
По завершении литургии было совершено поклонение Кресту.
По окончании богослужения Преосвященнейший Владыка Митрофан обратился к верующим со словом проповеди и поздравил всех с праздником, пожелал успешного шествия поприщем Великого поста.
Справка
История праздника начинается с 326 г., когда мать равноапостольного императора Константина, Елена, нашла во Иерусалиме Древо, на котором распяли Спасителя. Обретенная святыня была доставлена к Константинополю, частицы её – разошлись по разным христианским общинам тогдашнего мира.
С момента обретения, когда Патриарх Иерусалимский поднял крест над массой собравшихся христиан, благословляя народ, возникла традиция особого поклонения как самому Кресту Христову, так и копиям Распятия, которые находятся в каждом храме.
При этом первое известное празднование – 27 сентября, его обретение, второе же – приходилось на Великий Пост: отмечался день, когда Древо, захваченное персами с 614 г., было возвращено христианам после побед над ними императора Ираклия. 21 марта 630 г. он привез святыню в столицу. Было это во время Великого Поста.
С тех пор было установлено поклонение Древу. Однако, так как чаще всего праздник приходился на будние дни строжайшего воздержания, а содержание празднования было всё же радостным (обретение утраченной святыни), его стали отмечать воскресным днём.
В Византии, помимо воспоминания о возвращении Древа, третье воскресенье Поста также было днём, когда с поклонения Распятию начиналась подготовка оглашенных ко Крещению.
Само Таинство совершалось на Пасху. Ныне такой практики нет, так что праздник считается, прежде всего духовным укреплением христиан во время постного делания; тем, кто начинает изнемогать от воздержания, многих молитв, длинных служб, даётся поддержка свыше, а ещё – пример Распятого Господа, вынесшего скорби куда более суровые; кроме того, Древо – напоминание о будущем Воскресении, о приближении Пасхи, когда смерть была побеждена.