В КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК ЕПИСКОП МИТРОФАН СОВЕРШИЛ ЛИТУРГИЮ И ЧИН ВЕЛИКОГО ОСВЯЩЕНИЯ ВОДЫ В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА Г.СЕРДОБСКА

18 января, в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник),  епископ Сердобский и Спасский Митрофан совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин великого освящения воды в кафедральном соборе Архангела Михаила г.Сердобска.

Его Преосвященству сослужили: иеромонах Амвросий (Макаров), врио. секретаря Епархиального Управления; иерей Александр Федин, ключарь кафедрального собора; иерей Роман Турецких,  помощник руководителя епархиальной службы протокола; иерей Константин Самохин; иеродиакон Иннокентий (Ганин), диакон Димитрий Жирнов.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора Архангела Михаила г.Сердобска.

Вместе с архипастырем и духовенством молились прихожане.

Проповедь перед причастием произнёс иерей Александр Федин, ключарь кафедрального собора.

По заамвонной молитве из алтаря была изнесена икона праздника Крещения Господня. Епископом Митрофаном был совершен чин великого освящения воды, после которого было совершено славление праздника Богоявления Господня.

Преосвященнейший Владыка окропил богоявленской водой стены храма и всех молящихся.

Справка

19 января православные христиане празднуют один из важнейших двунадесятых христианских праздников — Святое Богоявление, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие – крещение Иисуса Христа в реке Иордан, которое совершил пророк Иоанн Предтеча.

Название праздника Святое Богоявление дано в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк 3: 21–22). Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий.

В двух Евангелиях – от Матфея и Луки – мы читаем, что после Крещения Спаситель удалился в пустыню, где постился сорок дней, чтобы подготовиться к миссии среди людей. Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. Диавол три раза подступал ко Христу и искушал Его, но Спаситель остался крепок и отринул лукавого.

Крещение Господне начали праздновать, еще когда были живы апостолы – упоминание об этом дне мы находим в Постановлениях и Правилах апостольских. Но поначалу Крещение и Рождество были единым праздником, и назывался он Богоявление.

Начиная с конца IV века (в разных местностях по-разному) Крещение Господне стало отдельным праздником. Но и сейчас мы можем наблюдать отголоски единства Рождества и Крещения – в богослужении. Например, у обоих праздников есть Навечерие – Сочельник, со строгим постом и особыми традициями.

Главная особенность богоявленского богослужения – это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник – Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз – в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.

Праздник Богоявления имеет четыре дня предпразднства и восемь дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство – такие же дни после праздника. Отдание праздника совершается 27 января по новому стилю. Отдание праздника – последний день некоторых важных православных праздников, отмечаемый особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства.

Справка составлена по материалам, размещенным на сайте Нижегородской митрополии