В год 100-летия со дня кончины композитора Александра Архангельского епископ Митрофан совершил заупокойную литию в соборе Покрова Пресвятой Богородицы с.Наровчата

31 мая 2024 года, в пятницу Седмицы 4-й по Пасхе, в день памяти святых отцов семи Вселенских Соборов, в 100-ю годовщину со дня кончины известного русского хорового дирижера и духовного композитора Александра Андреевича Архангельского, епископ Сердобский и Спасский Митрофан совершил заупокойную литию по Александру Андреевичу Архангельскому в соборе Покрова Пресвятой Богородицы с.Наровчата.

Его Преосвященству сослужили: иеромонах Амвросий (Макаров), врио. секретаря Епархиального Управления; благочинный Наровчатского округа, настоятель собора иерей Андрей Клопов; клирик кафедрального собора Архангела Михаила г. Сердобска иеродиакон Иннокентий (Ганин).

Богослужебные песнопения и духовные сочинения исполнил сводный хор участников III Всероссийского хорового фестиваля для регентских отделений духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, который проходит в эти дни в Пензе.

После окончания заупокойного богослужения Преосвященнейший епископ Митрофан обратился ко всем присутствующим со словом, в котором отметил, что творческое наследие Александра Архангельского насчитывает огромное число церковно-музыкальных произведений, которые всегда исполнялись и исполняются в наших храмах, наполняя их духовной силой.

Владыка Митрофан от всей души поблагодарил участников фестиваля за замечательное пение, за любовь к музыке и за то, что они продолжают дело сохранения классической русской церковно-певческой культуры.

Александр Андреевич Архангельский (11 (23) октября 1846, село Старое Тезиково Наровчатского уезда Пензенской губернии – 16 ноября 1924, Прага) первоначальное музыкальное образование получил в Пензе и, будучи еще в семинарии, он с 16-летнего возраста до окончания курса управлял местным архиерейским хором. В это же время Архангельский имел случай познакомиться с духовным композитором Н. М. Потуловым и изучал под его руководством наши древние церковные напевы.

Был регентом в Пензе, затем в Петербурге. Организовал в 1880 году в Петербурге смешанный хор, обладавший обширным репертуаром (обработки народных песен, хоровая классика, сочинения современных композиторов) и высокой музыкальной культурой.

В практике церковного пения Архангельский сделал нововведения, заменив в церковных хорах детские голоса мальчиков на женские голоса.

В 1883 году Архангельский впервые выступил со своим хором на концерте в зале Кредитного общества. И с тех пор каждый сезон давал от пяти до шести концертов, избрав себе задачей достигнуть типичного исполнения народных русских песен, из которых многие гармонизованы самим Архангельским.

Написал две оригинальные литургии, всенощное бдение и около 50 небольших сочинений, в том числе 8 Херувимских песен, 8 гимнов «Милость мира», 16 песнопений, употребляемых при богослужении вместо причастных стихов.

Фото: Александр Бадиков