УЧАСТИЕ В СОБРАНИИ ИГУМЕНОВ И ИГУМЕНИЙ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И. О. НАМЕСТНИКА ЕПАРХИАЛЬНОГО ТИХВИНСКОГО КЕРЕНСКОГО МУЖСКОГО МОНАСТЫРЯ С.ВАДИНСК ВАДИНСКОГО РАЙОНА ИЕРОМОНАХА ПИТИРИМА (ТОЛМАЧЕВА)

23 сентября, и. о. наместника Епархиального Тихвинского Керенского мужского монастыря с.Вадинск Вадинского района иеромонах Питирим (Толмачев) принимал участие в Собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви, проходившем в Храме Христа Спасителя в г. Москве.

Перед началом собрания в Нижнем храме Преображения Господня была отслужена Божественная Литургия, которую возглавили высокопреосвященнейший Феогност, митрополит Каширский, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству и высокопреосвященнейший Георгий, митрополит Нижегородский и Арзамасский, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества.

В ходе собрания было представлено пять докладов, каждый из которых сопровождался обсуждением и ответами на вопросы.

  1. Собрание открыл доклад Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. В своем выступлении Святейший Патриарх поприветствовал собравшихся, выразил уверенность в необходимости и полезности подобного формата встреч. Далее привел статистику: на данный момент в Русской Церкви 947 монашеских обителей, из них 458 мужских монастырей и 489 женских. Из этого количества монастырей 570 — на территории Российской Федерации. В России 277 мужских и 293 женских обители. Среди всех монастырей — 36 ставропигиальных (17 мужских и 19 женских), в которых подвизается 2073 насельника. Также Святейший Патриарх акцентировал внимание на новом искушении, постигшем иноков в последние годы – огромном потоке информации, передающемся через интернет и мессенджеры. Он призвал разумно и подконтрольно использовать эти средства в обителях, делая это только по послушанию и только в определенных местах (не в келиях).

Также Патриарх Кирилл напомнил собравшимся, что «вера без дел мертва есть», призвав не уклоняться от возможности творить даже малые добрые дела.

Полностью с докладом Святейшего Патриарха Кирилла можно ознакомиться по ссылке https://monasterium.ru/predstoyatel/doklady/doklad-svyateyshego-patriarkha-kirilla-na-sobranii-igumenov-i-igumeniy-monastyrey-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-23-sentyabrya-2022-goda/

  1. Вторым выступал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий с докладом «Опыт деятельности Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества за последний период (2016-2022 гг.). Актуальные вопросы».

Высокопреосвященнеший Георгий рассказал о работе Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества за прошедшие годы, привел перечень документов, разработанных и принятых членами комиссии, и подробно рассказал о работе над ними:

  • Положение о монастырях и монашествующих. Документ принят на Освященном Архиерейском Соборе 2017 года.
  • Концепция разработки и принятия внутренних уставов в монастырях Русской Православной Церкви. Документ одобрен Святейшим Патриархом Кириллом 24 августа 2019 года.
  • «Священнослужение монахов в женских монастырях». Документ одобрен на заседании Священного Синода 28 декабря 2018 года.
  • «Священнослужение монахов на приходах». Документ одобрен на заседании Священного Синода 25 августа 2022 года.
  • Положение о постригах, совершаемых в духовных учебных заведениях, и о монашеских общинах при духовных учебных заведениях. Документ одобрен на заседании Священного Синода 24 марта 2022 года.
  • «Духовное руководство монашествующими в монастырях». Документ одобрен Святейшим Патриархом Кириллом 9 января 2019 года.
  • «Келейное правило монашествующего». Документ одобрен Святейшим Патриархом Кириллом 12 октября 2021 года.

На рассмотрении находятся:

  • «Практические аспекты принятия в монастырь и духовного окормления послушников». Документ передан в аппарат Межсоборного присутствия в 2021 году.
  • «Взаимоотношение насельников монастырей с внешним миром в свете монашеских обетов. Об участии монашествующих в социальных сетях». Документ передан в аппарат Межсоборного присутствия в 2022 году.

Полностью с докладом можно ознакомиться по ссылке http://www.patriarchia.ru/db/text/5962465.html

  1. Доклад наместника Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря епископа Озерского Порфирия «Организация внутренней жизни монастыря как фундамент для духовного возрастания монашествующих».

Епископ Порфирий начал свое выступление со слов преподобного Сергия, который сказал, посвящая свой монастырь имени Святой Троицы: «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». Он подчеркнул, что в этих словах заключена формула взаимосвязи между духовным возрастанием монахов и священными установлениями внутреннего монастырского устава.

Далее, опираясь на святых отцов и собственный опыт, преосвященный Порфирий рассказал, что причиной разлада в жизни монахов чаще всего является своеволие. «Некоторые говорят: от того, или от того падает человек; а я не знаю другого падения, кроме того, когда человек следует сам себе. Увидишь ли падшего, — знай, что он последовал самому себе», — привел епископ слова аввы Дорофея.

Затем докладчик назвал и подробно раскрыл три ступени, которые должны существовать в благоустроенном монастыре для возвращения брата в единство молитвенного общения:

  • собственный духовный и покаянный труд монаха;
  • обращение к духовнику: покаянная исповедь сердечного помысла;
  • если духовник видит, что не в силах помочь брату справиться с искушением, то он призывает на помощь игумена и духовный собор.

В конце выступления епископ Порфирий еще раз обратил внимание на необходимость поддержания целостности монашеского братства и опасности разделения, приведя на память слова Афанасия Афонского: «Если найдется между вами кто-нибудь, пытающийся рассечь тело братства ухищрением, коварством и лукавством, то, чтобы не общался с ним никто из вас, поскорее отдалите его и отгоните его от общества своего, как заразу, как старую закваску, его самого отселите от части спасаемых. Ибо покушающемуся на такие вещи уместно пожелать, чтобы истребилась память о нем с земли, и изгладилось имя его из книги живых, и не писалось с праведными».

Полностью с докладом можно ознакомиться по ссылке http://www.patriarchia.ru/db/text/5962558.html

  1. Доклад наместника Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы епископа Солнечногорского Алексия «Традиции духовного руководства в современной практике монастырей: основные направления и приоритеты».

Преосвященный Алексий сравнил в своем выступлении процесс духовного руководства с лечением, которое длится всю жизнь и, как у разных больных с одним диагнозом лечение может отличаться, так же может отличаться и духовное вождение.

Докладчик процитировал документ Межсоборного присутствия «Духовное руководство монашествующими в монастырях»: «Под духовным руководством или духовным окормлением христианина понимается особое служение, вверяемое духовно опытному лицу (наставнику) и состоящее в разностороннем содействии наставляемому на его пути ко Христу… Цель духовного руководства — сочетать душу наставляемого со Христом, для чего необходимо: раскрыть перед духовным чадом истину и красоту жизни во Христе; сформировать правильные духовные понятия; укрепить произволение наставляемого в следовании по пути евангельских заповедей и вдохновить к совершенствованию в них».

Далее он рассказал о традициях духовного окормления в монастырях. Их несколько, все они в наши дни существуют, в зависимости от благоустроенности и традиций обители. Первая, самая древняя, когда игумен является одновременно и духовником братии; вторая, когда игумен занимается административной деятельностью, а духовным руководством специально назначенный или выбранный духовник (при этом игумен остается в курсе всего происходящего с братией); в женских обителях только такой вариант и возможен.

Полностью с докладом можно ознакомиться по ссылке http://www.patriarchia.ru/db/text/5962971.html

  1. Доклад наместника Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь епископа Можайского Иосифа «Отречение от мира и служение миру: миссия монастырей сегодня».

Преосвященный Иосиф в своем докладе коснулся острого вопроса проникновения мирского духа за монастырскую ограду. В наши дни полноценная изоляция монастыря от мира невозможна. Мир в обитель несут паломники, многочисленные гаджеты, интернет. Задача игумена – стараться минимизировать это влияние, потому избежать совсем – будем реалистами – невозможно.

Вторая часть доклада, посвященная служению миру, так же содержит мысль о необходимости чрезвычайно осторожного взаимодействия с миром. Любое «служение» должно совершаться только по послушанию и только опытными иноками, отправление в «мир» новоначальных, неокрепших, возможно лишь в чрезвычайных обстоятельствах.

В заключение епископ Иосиф привел пример из патерика: «некоего старца монахи спросили: должны ли они давать милостыню? Старец ответил: если бы вы пребывали в нищете и кормились трудом рук своих, то не имели бы нужды давать милостыню, но поскольку вы сами принимаете подаяние, то и должны по возможности не отказывать просящим».

Расширив смысл этих слов на наш случай, можно сказать, что от служения миру избавляется тот, кто порвал с ним всякие связи, принял обет полного нестяжания, живет трудом своих рук и не принимает от богомольцев подаяния. Но тот, кто сам живет на подаяние, принимает от мирян благотворения и услуги, тот обязан послужить миру не по воле и убеждению, а по долгу.

Полностью с докладом можно ознакомиться по ссылке http://www.patriarchia.ru/db/text/5962689.html

В заключение был зачитан проект итогового документа, составленный по результатам всех выступлений и прений. В нем все монашествующие были призваны обращать более внимание на свое внутреннее состояние, бодрствовать, трезвиться, молитвенно предстоя пред Господом, не заниматься самооправданием. Было еще раз подчеркнуто, что духовное руководство имеет целью сочетать наставляемого со Христом. Так же было обращено особое внимание на лиц в монашеских одеждах, не имеющих документов, подтверждающих постриг; прием таковых в обители должен совершаться осторожно и по здравом размышлении, с проведением расследования, действительно ли называющий себя монахом является таковым.