Днесь Христо́с в Вифлее́ме ражда́ется от Де́вы; днесь Безнача́льный начина́ется, и Сло́во воплоща́ется; си́лы Небе́сныя ра́дуются, и земля́ с челове́ки весели́тся
(Стихира на «хвалитех» службы Праздника Рождества)
Возлюбленные о Господе всечестные пастыри, диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие отцы, братья и сестры!
Поздравляю всех вас с великим праздником Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа!
В эту светлую ночь благоговение и радость наполняют сердце каждого христианина, «ибо младенец родился нам — Сын дан нам» (Ис. 9:6)! Ныне утешаются праотцы в своей скорби о потерянном богообщении, праведники утоляются в своей жажде узреть день Мессии, пророки ликуют, зря исполнение пророчеств о Предречённом Царе, вечном священнике по чину Мелхиседека, ангелы воспевают благость сошествия Владыки и мы, принося от себя Ма́терь Де́ву (стихира на вечерне Праздника), вместе с сонмом чающих Пришествия Спасителя едиными усты и единым сердцем восхваляем Христа, Родившегося ныне нашего ради спасения!
Сегодня, мысленно находясь у яслей Богомладенца, мы видим исполнение домостроительства нашего спасения, поскольку Воплощение Бога даёт нам надежду на обожение человека. Обожение было той целью, к которой должен был стремиться Адам. Достигнув полноты общения с Творцом и всем творением, он должен был привести к обожению весь мир. Собрав в себе объединяющей любовью всё сущее, человек должен был привести его через себя к Богу – Виновнику и Цели всего. Сотворенный по образу Божьему Адам не достиг подобия по причине грехопадения. Будучи творением Бога по природе, он не смог стать «по благодати сыном Божиим и богом» (прп. Максим Исповедник. О недоумениях к Иоанну). Но в эту ночь мы свидетели неизменного Промысла Божия о человеке и всём мире, по которому Всеблагой Господь совершает обожение всего творения в Новом Адаме – Христе.
В Воплощении Бог Слово делает шаг навстречу человеку как прообраз к Своему образу. Ради исполнения предвечного замысла Бога о мире, Христос воспринимает нашу природу и входит в человеческую историю. И если бы не произошло Воплощение, обожение навсегда оставалось бы недоступным для человека, даже если бы не появился грех. Новый Адам совершил не просто то, что не удалось ветхому, но то, что было невозможно совершить первому человеку. В Себе Самом Он привел человеческую природу в совершенное единство с Богом, обожил её во всей полноте.
И теперь, благодаря спасительному уничижению Сына Божия, Его Воплощению, мы имеем великий Божий дар – возможность обожения во Христе, возможность быть детьми Божиими по благодати. В принятии и реализации этого дара кроется весь ответ человека на Божию Любовь.
Спаситель мира установил Своим Пришествием Царство Божие, которое являет через своих членов как закваску для этого мира, так и силу, противостоящую вратам адовым. Царство Божие это не административный аппарат и не видимый человеческий институт. Царство Божие – есть, по слову апостола: «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). В свете апостольских слов становятся очевидными причины умножающегося в наше время зла, ненависти, бедствий и горя. Царство Божие оскудевает в людях в том же логическом порядке, как его описывает апостол Павел. Отречение от праведности, то есть жизни по Евангельской правде неминуемо ведёт к отсутствию мира, как мира в отношениях с Богом, так и мира между людьми. А вместе всё это, в свою очередь, делает буквально невозможным ту радость от стяжания Святого Духа, которая подаётся верным чадам Царства.
В это непростое время, встречая святой Праздник Рождества Христова с чувством радости, которая у многих невольно смешивается с тревогой, напряжением, а иногда и страхом, мы можем с особой силой почувствовать, что Господь, Отдавший всего Себя нам, чает и от нас, как и всегда, взаимной любви, проявляющуюся благотворением ближнему, в котором Христос «до скончания века [сего] по Благости [Своей] всегда таинственным образом состраждет, соразмерно скорбям каждого» (прп. Максим Исповедник. Мистагогия).
Предвосхищая проповедь Царства Божия, пришедшего в силе, пророк Михей подтверждает постоянство «ожиданий» Господа: «О человек, Господь сказал тебе, что есть добро и чего Он требует от тебя: действовать справедливо, любить милосердие и смиренно ходить перед твоим Богом» (Мих. 6:8). В этой троичности критериев богоугодной жизни не трудно увидеть определение Божьего Царства апостола Павла. Если мы, внимая слову Писания, желаем, чтобы Царство Божие действительно воцарилось внутри нас, то мы должны, прежде всего, деятельно воплотить в своей жизни Евангелие, чтобы Слово Божие возродило нас к христианской жизни через покаяние. Только после этого возможно бескорыстно возлюбить милосердие, в котором так нуждается сейчас огромное количество людей, оставшихся без крова и лишившихся родных. Именно милосердие может стать великой силой, рождающей мир между людьми и народами. И в единстве сих стремлений к праведности и миру, скреплённых усердной молитвой, смиренномудрие может подарить нам радость в Святом Духе, которую все мы надеемся иметь в себе.
Объединимся же, братья и сестры, в сугубой молитве ко Господу Христу Родившемуся о всех, кто нуждается сейчас в нашем сострадании и помощи. Пусть наша молитва будет не бессознательной реакцией на состояние уныния и ажитации, а настоящей живой силой, исходящей из покаянного сердца, которым движет любовь и сострадание. Да будет соборность нашей молитвы только крепнуть и возрастать, ибо Милосердный Господь обещает быть среди собравшихся во имя Его (Мф 18:20), а наши дела милосердия пусть явят свет, как принимающим, так и благотворящим, дабы вместе прославить нам Отца Небесного.
Желаю всем нам, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, вопреки сложности нынешних обстоятельств, быть причастными радости о Родившемся Спасителе мира. Пусть Господь укрепит нас в надежде на всемогущую Его благость, явленную нам в Богомладенце Христе, которая снова приходит в нашу юдоль печали, чтобы отереть слёзы плачущих и исцелить наши душевныя язвы, просветить сидящих во тьме, низложить гордых и вознести смиренных, возвратить свободу пленникам греха, утешить сокрушенных сердцем и дать им «украшение славы, вместо духа уныния, помазание веселия, вместо пепла» (Ис. 61:1–3).
Милосердный Господь да укрепит нас в решимости принять Божественный дар, принесённый Воплощенным Христом Спасителем. Да дарует Он нам явить в себе Царство Божие, пришедшее ныне в силе, дабы предвечный замысел Божий об обожении всего мира достиг в нас своего предназначения через единство духа в союзе мира (Еф. 4:3).
Поздравляю вас с великим торжеством – Рождением Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа!
Епископ Сердобский и Спасский Митрофан
Рождество Христово
Город Сердобск, 2022/2023 г.