Вечером 8 июля, в канун Недели 5-й по Пятидесятнице, накануне чествования Тихвинской иконы Божией Матери (1383), епископ Сердобский и Спасский Митрофан совершил Всенощное бдение в епархиальном Тихвинском Керенском мужском монастыре с.Вадинск.
Его Преосвященству сослужили: иеромонах Амвросий (Макаров), врио. секретаря Епархиального управления; и. о. наместника епархиального Тихвинского Керенского мужского монастыря с. Вадинск иеромонах Питирим (Толмачев); братия обители во священном сане иеромонах Иоанн (Пустовалов), иеромонах Гавриил (Трухин); иерей Константин Проскуряков; благочинный Спасского округа протоиерей Андрей Федин; иерей Святослав Гусев; иеродиакон Иннокентий (Ганин); диакон Димитрий Жирнов, диакон Пензенской епархии Евгений Белохвостиков.
Богослужебные песнопения исполнил хор обители.
За вечерним богослужением была совершена лития с освящением хлебов, пшеницы, вина и елея.
Во время утрени, по прочтении Святого Евангелия, епископ Сердобский и Спасский Митрофан помазал освященным елеем духовенство и верующих, собравшихся в обители накануне праздника.
Справка
Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, одна из икон, написанных святым апостолом и Евангелистом Лукой.
В V в. из Иерусалима была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, икона исчезла из храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина.
На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы. Усердием великого князя Василия Ивановича (1505–1533) вместо деревянного храма был возведен каменный. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613–1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери.
Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе. Так с начала XVII века началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божьей Матери.
В ХХ веке, в годы лихолетья и жестоких гонений на Церковь Божию монастырь был закрыт. В 1944 году будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (Гарклавс) и мирянин по имени Сергий (впоследствии его приёмный сын), спасая чудотворную Тихвинскую икону, увезли её в Европу, а затем – в США. Перед своей кончиной в 1982 году архиепископ Иоанн завещал своему приёмному сыну протоиерею Сергию Гарклавсу заботиться об иконе Богородицы Тихвинская и вернуть её России тогда, когда в стране изменится отношение светской власти к Церкви и будет восстановлен Тихвинский монастырь. Торжественное возвращение святыни произошло в 2004 году: 8 июля 2004 года, после 60-летнего отсутствия, святыня вернулась в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, который избрала для своего постоянного пребывания шесть столетий назад.
Фото: Вячеслав Гвоздецкий