Накануне дня памяти блгв. вел. кн. Алекса́ндра Невского и свт. Митрофа́на, епископа Воронежского, епископ Митрофан совершил Всенощное бдение в кафедральном соборе Архангела Михаила г.Сердобска

5 декабря, вечером,  накануне дня памяти блгв. вел. кн. Алекса́ндра Невского, в схиме Алекси́я (1263) и  свт. Митрофа́на, в схиме Мака́рия, епископа Воронежского (1703), епископ Сердобский и Спасский Митрофан совершил Всенощное бдение в  кафедральном соборе Архангела Михаила г.Сердобска.

Его Преосвященству сослужили: иеромонах Амвросий (Макаров), врио. секретаря Епархиального Управления; благочинный монастырей Сердобской епархии игумен Михей (Мигунов); благочинный Сердобского округа иеромонах Тимофей (Рынковой); епархиальный древлехранитель иерей Роман Турецких; настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира г.Сердобска иерей Максим Лосенков;  настоятель храма святого преподобного Сергия Радонежского г.Сердобска иеромонах Вениамин (Гришинов); иерей Александр Федин, клирик собора и руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации;  иеродиакон Иннокентий (Ганин), иеродиакон Матфей (Сапко); диакон Владимир Эрекайкин.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора Архангела Михаила г.Сердобска.

Во время утрени, по прочтении Святого Евангелия, Преосвященнейший Владыка Митрофан помазал  духовенство и верующих освященным елеем.

Фото: Александр Бадиков

Справка

Святитель Митрофан Воронежский (Васильев), первый епископ на Воронежской кафедре, церковно-государственный деятель. Дни памяти: 19 июля (1 августа) , 7(20) августа (Обретение мощей), 4(17) сентября (Второе обретение мощей), 23 ноября (6 декабря)

Родился на территории Владимирской губернии 6 ноября 1623 года. В миру он звался Михаилом, воспитывался в рамках Православных традиций, в духе добра, любви к Богу и доверия Церкви.

Достигнув зрелого возраста, женился, имел сына, Ивана, питал к нему тёплые отцовские чувства. Оставшись без супруги, на 40-м году жизни отрекся от суеты мира сего и поступил в Золотниковскую общежительную обитель, располагавшуюся близ города Суздаля.

Сделав выбор в пользу монашества и поступив в монастырь, Митрофан смиренно и ревностно исполнял назначаемые ему послушания, много молился, и Бог был ему в помощь. С течением времени слава о подвигах и добродетелях Митрофана вышла за пределы обители и разлилась по округе.

Братия соседней обители, Яхромской, разумея в нём ревностного, духовно опытного подвижника и не имея на тот момент настоятеля, стали просить у церковного начальства поставить его над ними игуменом. Эту просьбу поддерживали и монастырские крестьяне. Руководство, найдя в этом рациональное зерно, пошло им навстречу.

В 1663 г. Митрофан был возведен в иерейское достоинство и посвящен в игумена. На этом посту он проявлял себя как заботливый, любящий наставник, добрый руководитель.

Пастырская ревность, инициатива и хорошие организаторские способности игумена Митрофана не ускользнули от внимания Патриарха Иоакима, и он предложил ему место настоятеля в более известном Желтоводском (Унженском) монастыре. Отец Митрофан смиренно принял это предложение. Он правил этой обителью около семи лет. За период его руководства обитель преобразилась: отстроился прекрасный Благовещенский храм, с колокольней и трапезой; было написано множество икон.

В 1682 г., в соответствии с решением Московского Собора 1681 г., была образована Воронежская епархия. Поскольку в то время среди народа усилились раскольнические настроения, постольку было понятно, что новую епархию должен возглавить твёрдый в убеждениях, мудрый и ревностный пастырь. Царь Феодор Алексеевич выбрал на это место чтимого им игумена Митрофана. Церковное руководство идею одобрило и поддержало.

2 апреля 1682 года патриарх Иоаким торжественно посвятил отца Митрофана во епископа Воронежского.

В духовно-нравственной области святитель Митрофан проявил себя как добрый и милостивый архиерей. Отмечают, что он был доступен не только для приближенных и сановитых особ, но для всех, включая простолюдинов; обычным делом служения для святителя было посещение узников в темницах; кроме того он проявлял особую заботу о сиротах и вдовах.

Когда Пётр I строил на Воронежской верфи корабли, святитель рассказывал людям, что это необходимо для пользы Отечества, и поддерживал тех, кто был занят на тяжких работах, добрым пастырским утешением и молитвой. Узнав, что на нужды Отечества срочно требуются большие денежные средства, святитель, собрав всё, что было в епархиальной казне — 6000 рублей — безотлагательно передал собранную сумму государю.

После того как царь Пётр взял Азов, он тут же отправил посланника сообщить святителю Митрофану, что отныне тот будет именоваться епископом Воронежским и Азовским.

Святитель дожил до глубоких седин.

Чувствуя приближение смерти, он составил Духовное завещание верующим, а при самом конце земной жизни принял схиму и новое имя Макарий, отдал распоряжения насчёт своего погребения. В день кончины, 23 ноября 1703 г., святитель по-христиански простился, предался молитве и предстал перед Высшим Судьей. Царь Пётр, прибывший в тот день в Воронеж, хотел посетить любимого пастыря, но застал его уже при смерти. Пётр долго держал его руку, а потом закрыл ему очи.

 По материалам  сайта Азбука веры. Православная библиотека