29 января 2025 года и.о.наместника Сканова Пещерного мужского монастыря прпп. Антония и Феодосия Печерских с. Сканово Наровчатского района иеромонах Ювеналий (Жучков) принял участие в работе направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений.
По традиции участники собрались в Центре Оперного Пения Галины Вишневской рядом с древней обителью на Остоженке, Зачатьевским ставропигиальным женским монастырем, гостеприимно принимавшем в этот день игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви.
В президиуме пленарного заседания находились председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, Патриарший наместник Московской митрополии; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата; архимандрит Стефан (Тараканов), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря; игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря.
Открывая работу монашеского форума, митрополит Павел передал участникам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и напомнил, что Рождественские чтения стали удобной площадкой для братского общения и обсуждения важных проблем монашеской жизни. Затем глава Московской митрополии передал слово митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию.
Председатель Комиссии Межсоборного Присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества отметил, что тема созидания монашества является одной из важнейших тем в жизни Церкви и пожелал плодотворной работы всем участникам собрания.
Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий в своем приветственном слове отметил, что 80-летие Великой Победы, которое мы отмечаем в наступившем 2025 году, имеет для братских народов России и Белоруссии колоссальное значение. Каждая годовщина Победы, по словам владыки Порфирия, это время для выражения благодарности, для размышлений и осознания ответственности за будущее. В годы Великой Отечественной войны Белоруссия была одной из наиболее пострадавших республик Советского Союза, и Церковь, будучи верной своему народу, не оставляла своих чад без попечения. «Сегодня, с благодарностью вспоминая тех, кто сохранил монашество на Белорусской земле, важно помнить уроки подвига этих людей, стремление к добродетели в любых обстоятельствах», – сказал в своем приветственном слове епископ Порфирий, пожелав участникам монашеского направления Рождественских чтений, отдаляясь во времени от своих дедов и прадедов, не отделяться духом от тех, кто пролил кровь за народ, веру и Отечество.
В докладе, посвященном 100-летию преставления святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, архимандрит Тихон (Затёкин), игумен Нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря, председатель епархиальной комиссии по канонизации святых, рассмотрев различные периоды жизни святителя, показал, как проявлял себя будущий Предстоятель Церкви в общении с людьми, исполняя церковные послушания.
Комментируя выступление архимандрита Тихона, заместитель председателя СОММ, игумения Иулиания отметила, что работа монашеского направления Рождественских чтений проходит рядом со зданием, где располагалась больница, в которой окончил в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы свой земной путь святитель Тихон, Патриарх Всероссийский. Матушка также рассказала, что Патриарх Тихон служил в Зачатьевском монастыре и молился перед иконой Благовещения, которую передали ему сестры Зачатьевской обители.
Заседание секции «“За други свояˮ – подвиг монашествующих во время Великой Отечественной войны» открыл председательствующий – митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. Предваряя выступления докладчиков, Его Высокопреосвященство сказал, что Великая Отечественная война совершила переворот в отдельных судьбах и в истории России в целом и выразил надежду, что свидетельства о том, как монахи вместе со всем народом несли тяготы войны и полагали души свои за друзей своих, будут для слушателей полезным уроком, в том числе в осмыслении нашего непростого времени.
Выступления начались с доклада митрополита Псковского и Порховского Матфея, наместника Успенского Псково-Печерского мужского монастыря «Подвиг монашествующих Свято‑Успенского Псково‑Печерского монастыря и православной миссии на Псковщине во время Великой Отечественной войны».
Следующее выступление – игумении Сергии (Вотриной), настоятельницы Спасского монастыря города Ульяновска Симбирской епархии было озаглавлено «“Они приблизили Победу”. Роль Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны – ульяновский период» и посвящено знаменательному эпизоду в истории старинного Симбирска (Ульяновска), когда он в 1941–1943 годах стал центром духовной жизни страны благодаря пребыванию в городе руководства Русской Православной Церкви
Епископ Можайский Иосиф, наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь в докладе «Братия Оптиной пустыни – защитники Отечества» рассказал о подвиге оптинских монахов во время войн XIX и XX веков, а также о том, как осмысливали Оптинские старцы современные им войны. Старцы Оптиной пустыни считали, что войны и социальные потрясения являются духовными испытаниями для народа. Они видели причину военных конфликтов в нравственном разложении общества. Однако старцы также считали, что войны могут служить поводом для духовного пробуждения общества, так как трудные времена заставляют людей задуматься о Боге и вечности.
Современная Оптина, унаследовав традиции своих предшественников, продолжает дело духовной защиты Отечества через молитву и предстательство перед Богом, сказал в заключение епископ Иосиф.
Воспоминаниями о митрополите Калининском и Кашинском Алексии поделился с собравшимися игумен Дамаскин (Леонов), наместник Старицкого монастыря Тверской епархии. Осветив в своем выступлении духовный путь владыки Алексия (в миру Виктора Александровича Коноплёва), получившего в двадцатилетнем возрасте (в 1930 году) клеймо «врага народа», прошедшего ссылку, а в октябре 1941 года мобилизованного на Северо-Западный фронт, отец Дамаскин рассказал и том, как за выполнение приказов командования и руководство ротой после гибели командира Виктор Александрович получил звание старшего сержанта и медаль «За боевые заслуги», а в 1945 году был награжден грамотой маршала Говорова.
Игумения Мария (Гурвич), настоятельница Покровского женского монастыря в поселке Колывань Новосибирской епархии обобщила в своем докладе свидетельства заступничества и помощи святых в Великую Отечественную войну.
Последний доклад секции – об уральской монахине, которая прошла сквозь огонь войны и явила пример веры, мужества и упования на Бога, представила монахиня Евстафия (Морозова), насельница Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря Екатеринбурга.
Доклад епископа Сергиево-Посадского Кирилла, наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры «Отечество Небесное и Отечество земное: духовное осмысление патриотизма монашествующими» зачитал насельник лавры, иеромонах Нектарий (Соколов). Докладчик обратил внимание участников собрания на бытующее в христианской среде ошибочное представление о монашествующих как о сторонниках уранополитизма, иначе говоря, гражданах Небесного Отечества, для которых всё земное не имеет особого значения. Подобный взгляд отражает непонимание самой сути православного монашества, в основе существования которого, как и в основе существования самой Церкви лежит принцип соборности. Любовь к Богу неотделима для христианина от любви к ближнему. По этой именно причине для монаха не может быть безразлична как жизнь Церкви, так и жизнь Отечества земного. Эта любовь соединяет ныне живущих не только друг с другом, но и с теми, кто уже ушел из этого мира.
Для монашествующих, как было сказано в докладе, доступна вся гамма проявлений патриотизма – кто-то молится за весь мир и свое Отечество, кто-то несет пастырское служение, не разрывая при этом духовной связи со страдающим миром. Сегодня монахи идут в госпитали к раненым, окормляют воинов на поле боя, кому-то, возможно, придется взять в руки оружие, как это сделали иноки Троице-Сергиевой лавры при осаде монастыря в Смутное время.
Далее в рамках работы монашеского направления состоялось обсуждение проекта документа «О неисходном пребывании монашествующих в обители своего пострижения и о принятии в монастырь братий/сестер, уже имеющих постриг», разработанного Комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашествующих совместно с Синодальным отделом по монастырям и монашеству; были заслушаны вопросы и комментарии участников. Документ представил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества.
Затем архимандрит Стефан (Тараканов), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви, наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря вручил представителям монастырей Свидетельства об аккредитации и Представления на право реализации программы подготовки в области богословия для монашествующих.
После перерыва состоялась тематическая дискуссия, озаглавленная «“Венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бываетˮ (свт. Тихон Задонский). Духовный подвиг монашествующих как путь к победе», под председательством архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта.
Епископ Сергиево-Посадский Кирилл, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры в своем выступлении на тему «Опыт духовного окормления воинов в условиях СВО» отметил, что минувший 2024 год был ознаменован качественным и количественным ростом присутствия военного духовенства в зоне боевых действий. Порядка 1500 священнослужителей сегодня вовлечены в это важное дело, 35000 бойцов приняли святое Крещение. В своем выступлении докладчик описал, с чем именно предстоит столкнуться духовенству и насельникам монастырей при общении с ветеранами боевых действий и их близкими, подчеркнув особое значение деликатного и терпеливого обращения с людьми, чьи души подверглись разрушительному воздействию агрессии.
Далее слово было предоставлено архимандриту Варлааму (Максакову), наместнику Свято-Георгиевского мужского монастыря Уфимской епархии. Отец Варлаам предложил размышление на тему «Последствия отступления от Бога и отсутствия духовного подвига», сразу задав высокую точку отсчета утверждением: «Духовный подвиг каждого монашествующего в отдельности и всех монашествующих в целом влияет на ход событий всей мировой истории». «Каждый человек, исправив свою жизнь, исправляет частичку этого враждующего мира. Установив мир в своих помыслах, он приобретет мир души и сердца, и это будет самый главный вклад в дело установления мира во всем мире», – сказал в завершение своего выступления архимандрит Варлаам.
Игумен Дионисий (Шлёнов), наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря в докладе «Подвиги, победа и венцы в византийской и патристической традиции» в качестве эпиграфа привел слова святителя Тихона Задонского: «Венец без подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бывает». И предложил проследить цепочку, которую в своих рассуждениях выстраивают многие святые отцы: враги провоцируют брань, брань сопровождается подвигом, подвиг приводит к победе, а победа приводит к венцу.
Иеромонах Мелхиседек (Скрипкин), насельник Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии, начал свое выступление, опираясь на то, как была озаглавлена предложенная дискуссия: наша победа состоит в одолении собственных грехов и страстей с Божией помощью, венец же победы – приобщение благодати Святого Духа, которое способствует преображению окружающего мира, о чем есть известное высказывание преподобного Серафима Саровского. Далее отец Мелхиседек рассмотрел препятствия, которые нужно преодолевать, и невидимых врагов, с которыми необходимо вступать в битву, совершая подвиг стяжания благодати, а также «оружие», помогающее в этой борьбе.
Игумения Смарагда (Зыкова), настоятельница женского монастыря во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны (Алапаевская епархия) представила развернутый доклад на тему: «Духовная брань. Что пишут святые отцы о доспехах, оружии и броне для монашествующих». Заметив вначале, что тема духовной брани, столь тщательно разработанная отцами, особенно актуальна для нашего времени с его изощренными искушениями и соблазнами, матушка Смарагда привела многие высказывания преподобных подвижников древности и более близких к нам времен, содержащие ценные советы о смирении, молитве, внимании к внутренней жизни, отношении к помыслам.
Настоятельница Свято-Успенской Николаевской обители игумения Анна (Морозова) рассказала собранию о том, как живет монастырь, основанный схиархимандритом Зосимой (Сокуром) в селе Никольское Донецкой области. С марта 2022 года до сентября 2024 обитель находилась на линии боевого соприкосновения до тех пор, пока российскими войсками не была отодвинута линия фронта. За это время монастырь регулярно подвергался обстрелам противника, были разрушены все помещения, разбиты коммуникации. Однако, преодолевая внешние лишения, а вместе с тем и страх насилия, смерти, потери близких, насельники продолжали вести монашескую жизнь в разрушенной обители. Монастырь стал местом, где многие военные находили поддержку и утешение, ведь они могли в любое время прийти в храм, чтобы помолиться о своих боевых товарищах, принять таинство Крещения, исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин перед тем, как идти в бой, который мог стать последним в их жизни. В завершение своего выступления матушка выразила надежду на возрождение монастыря и воссоединение всех насельников, которые были вынуждены эвакуироваться.
Каледа Василий Глебович, д.м.н., заместитель директора Научного центра психического здоровья Российской академии наук (ФГБНУ НЦПЗ) по развитию и инновационной деятельности предварил свое выступление словами благодарности в адрес председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополита Каширского Феогноста. Василий Глебович напомнил, что много лет назад владыка Феогност благословил преподавать курс пастырской психиатрии в Московской духовной академии Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Далее в своем выступлении профессор Каледа привел примеры из врачебной практики, подтверждающие необходимость соработничества Церкви и научного сообщества верующих врачей-психиатров, рассказал об опыте проведения на церковных площадках международных конференций, посвященных проблеме пастырского окормления душевнобольных.
«Для выздоровления нужно бывает потрудиться, – сказал в завершение Василий Глебович, – но, как врач, могу сказать, что часто, когда за больного молятся, когда его принимают в монашеской общине, лечение приносит хорошие результаты».
По окончании выступлений архиепископ Феофилакт предложил участникам собрания задать вопросы президиуму. На вопросы из зала ответил митрополит Луганский Пантелеимон.
В завершение заместитель председателя СОММ, игумения Иулиания выразила от имени собравшихся благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за возможность соборного обсуждения важных тем монашеской жизни, а также поблагодарила участников за плодотворную работу.
По данным регистрации, на мероприятиях направления присутствовали 504 участника, в том числе 22 архиерея, 99 архимандритов и игуменов монастырей, 49 иеромонахов, 109 игумений, а также 67 насельников монастырей и 38 благочестивых мирян из 143 епархий РПЦ, в том числе Белорусского экзархата, Среднеазиатского митрополичьего округа, епархий новых территорий.
По материалам официального сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству РПЦ
Фото: Владимир Ходаков, иеромонах Ювеналий (Жучков)