Вечером 19 апреля 2024 года, накануне субботы Седмицы 5-й Великого поста – праздника Похвалы Божией Матери (Субботы Акафиста), епископ Сердобский и Спасский Митрофан совершил утреню с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в Троице-Скановом епархиальном женском монастыре села Сканово Наровчатского района.
Его Преосвященству сослужили: иеромонах Амвросий (Макаров), врио. секретаря Епархиального Управления; и.о. наместника Сканова Пещерного мужского монастыря преподобных Антония и Феодосия Печерских села Сканово Наровчатовского района иеромонах Амвросий (Ташпеков); клирики обители протоиерей Вячеслав Абашин, игумен Афанасий (Абросимов), иерей Константин Самохин; клирик кафедрального собора Архангела Михаила г. Сердобска иеродиакон Иннокентий (Ганин).
За богослужением молились игумения Иннокентия (Татаркина), настоятельница Троице-Сканова женского монастыря, с сестрами обители.
Богослужебные песнопения исполнили хор Троице-Сканова епархиального женского монастыря. Пение кондака исполнялось каждый раз новым распевом. Первая и последняя часть Акафиста была прочитана в центре храма, вторая часть — возле Трубчевской иконы Божией Матери, а третья — возле иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».
После окончания богослужения настоятельница монастыря игумения Иннокентия поблагодарила Владыку Митрофана за столь величественное и торжественное прославление Божией Матери и назвала этот праздник «Торжеством Божией Матери» по аналогии с празднованием «Торжества Православия».
Преосвященнейший Митрофан поблагодарил настоятельницу обители, духовенство, прихожан и паломников за совместные молитвы и в проповеди напомнил, что праздник Похвалы уходит своими корнями вглубь истории Византийской империи, когда вокруг Константинополя проходили военные действия, и он был обуреваем неприятелями. И тогда молитва к Божией Матери помогла спасти город и одолеть врага.
Так и в наше неспокойное время Его Преосвященство призвал всех молиться Пресвятой Богородице за наших воинов и просить Взбранную Воеводу защитить Святую Русь.
Фото: Александр Бадиков
Справка
Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение Акафиста — благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Вследствие этого и сам праздник называется «Похвала Пресвятой Богородице», данное название используется уже в древнерусских летописях.
Другое название этого праздника — Суббота Акафиста. Празднование установлено в IX веке за неоднократное избавление Константинополя от нашествия врагов (авары — в 626, персы — в 677, арабы — в 717 годах), совершённое благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы.
Считается, что Акафист Пресвятой Богородице появился после 626 года, когда Константинополь осаждали персы. Во время осады народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти Свой город, а патриарх Сергий носил на руках своих икону Пресвятой Богородицы по городским стенам. После чудесного избавления города и было составлено данное песнопение, прославляющее Божию Матерь.
При этом основой Акафиста был кондак Благовещению, который состоял из 24 икосов; считается, что патриарх Сергий Константинопольский добавил в каждый икос через один по 12 херетизмов в каждый (херетизмы – воззвания «Радуйся…» (греч. «хэре»), являющиеся отличительной чертой Акафиста).
Сам же кондак появился столетием раньше и был, по преданию, составлен преподобным Романом Сладкопевцем. После же добавления «херетизмов» кондак Благовещению превратился в песнопение нового жанра – Акафист (само слово «акафист» означает «неседальный», то есть молебное пение, совершаемое стоя).
Впоследствии в VIII веке во время очередного спасения Константинополя появился кондак «Взбранной Воеводе:», который изначально был независимым песнопением, однако потом вошёл в состав Акафиста. Таким образом, в VIII веке Акафист приобрёл свой современный вид.
Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы в 5-ю субботу Великого поста возник в IX веке и впервые упоминается уже в Типиконе Великой церкви; в уставах монастырских (Студийском и его редакциях) на этот праздник полагается пение Акафиста Пресвятой Богородице. Есть объяснение, что закрепление Акафиста за 5-й субботой поста произошло уже после того, как в четверг стали совершать службу Великого канона. Обе службы объединяет их историческая связь с Константинополем: служба Великого канона связана с памятью о землетрясении, Акафист – с избавлением от персов. Получается, служба Великого канона как бы «притянула» к себе службу Акафиста, так что в итоге образовалась 5-я седмица – условная «седмица Константинополя».