09 ноября 2024 года епископ Сердобский и Спасский Митрофан в ходе рабочего визита в г.Моршанск Тамбовской области посетил место захоронения сестер Богородичного Тихвинского женского монастыря на старом городском кладбище.
Преосвященнейшего Владыку Митрофана сопровождали епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген; иеромонах Амвросий (Макаров), врио. секретаря Епархиального Управления Сердобской епархии; благочинный Моршанского благочиния иерей Едесий Чернышов, иеромонах Питирим (Толмачев), и. о. наместника Епархиального Тихвинского Керенского мужского монастыря с.Вадинск Вадинского района; клирики Мичуринской епархии.
Епископ Митрофан в сослужении епископа Мичуринского и Моршанского Гермогена, духовенства Сердобской и Тамбовской епархий совершил панихиду и освящение надгробного креста на месте упокоения сестер обители, которые в годы гонений переехали в г.Моршанск вместе с приснопамятной игуменией Серафимой из Керенского Тихвинского монастыря, располагавшегося близ города Керенска, (ныне село Вадинск Пензенской области). После революции, как и все другие монастыри в Пензенской области, он был закрыт, а монахини разъехались по разным местам, в том числе и в город Моршанск. Трое из них завершили свой земной путь на Моршанской земле и погребены на старом городском кладбище.
По окончании богослужения епископ Митрофан вручил Архиерейские грамоты в благодарность за усердные труды на благо Святой Церкви меценатам, чьими усилиями установлен освященный памятник: руководителю предприятия «Ангел» Владиславу Александровичу Клёпову; православному историку, члену Союза журналистов России Игорю Анатольевичу Озарнову; Надежде Петровне Ерохиной и Раисе Николаевне Федякиной.
Справка
Период, начавшийся после 1917 г. в истории Русской Православной Церкви, наверное, наиболее сильно ударил именно по монашеству, так как власти, фактически признавая, наличие в советском обществе верующих, отказывалось признавать такое явление как монашество. .
После принятия в 1918 г. Декрета об отделении церкви, все монастыри в бывшей Российской империи прекратили свое официальное существование. Однако в Тамбовской епархии на 1919 г. было действительно ликвидировано по крайней мере лишь три обители (Трегуляевский монастырь, Терская Казанская община и Казанский Богородичный монастырь), остальные так или иначе продолжали существовать, чаще всего выбрав для себя статус сельскохозяйственной артели или коммуны. Такое положение было экономически выгодно уездным и волостным властям, так как такие «коммуны» и артели были неплохими производителями.
В новых условиях, когда нужно было элементарно думать о выживании, о том, где добыть пропитание, чрезвычайно сложно было соблюдать все монашеские правила. А в условиях начавшейся в 1922 г. церковной смуты, перманентно длившейся вплоть до 1927 г., когда умы верующих были поколеблены «Декларацией» митрополита Сергия, остро встал вопрос и о духовных наставниках, не изменивших православию. В Кирсанове, Моршанске, Тамбове, с. Старое Устье Моршанского р-на, с. Осиновые Гаи Гавриловского р-на возникло несколько так называемых «общинок», состоявших из бывших насельниц Тамбовского Вознесенского, Кирсановского Тихвинского, Прошина, Мамонтова, Свято-Никольского Черниева и Оржевского женских монастырей. Обычно монахини вскладчину покупали домик, где и проживали по 3-5 человек, занимаясь рукоделием и возделыванием огорода.
По материалам Паломнического отдела Тамбовской епархии «Тамбовское монашество в годы гонений. 1917-1991 гг.»