ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В КАЗАНСКОЙ АЛЕКСИЕВО-СЕРГИЕВСКОЙ ПУСТЫНИ ПОС. САЗАНЬЕ

B день памяти сорока мучеников Севастийских, 22 марта, епископ Сердобский и Спасский Митрофан возглавил Литургию Преждеосвященных Даров в Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни пос. Сазанье Сердобского района Пензенской области.

Его Преосвященству сослужили: иеромонах Амвросий (Макаров), врио. секретаря Епархиального управления; иеромонах Михей (Мигунов), игумен мужского Сазанского Пещерного монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни пос. Сазанье Сердобского района Пензенской области; иеромонах Амвросий (Ташпеков), клирик Сазанской обители.

Диаконский чин: диакон Димитрий Жирнов, клирик кафедрального собора Архангела Михаила г. Сердобска; диакон Константин Самохин, клирик мужского пещерного монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни пос. Сазанье Сердобского района.

За богослужением пел хор Сазанской обители.

После сугубой ектении за литургией была вознесена молитва о восстановлении мира.

Проповедь по запричастном стихе произнёс игумен Михей (Мигунов).

По отпусте Литургии Преждеосвященных Даров было совершено славление 40 мученикам Севастийским.

Преосвященнейший владыка Митрофан поздравил всех молящихся с праздником и обратился к собравшимся в храме со святительским словом.  «Вспоминая о 40 христианских воинах, пострадавших в Севастии в 320 году при императоре Ликинии, (епископ Митрофан назвал их подвиг мужественным исповеданием Христа и верностью Ему до самой смерти), этот подвиг в начале XX века на нашей русской земле повторили новомученики и исповедники Церкви Русской. У христиан отнимали кров, пропитание, предавали их мучениям, зачастую лишали жизни. Но среди них находилось немало людей, которые пренебрегали всем ради верности Христу. Они жаждали стать причастниками вечной жизни и наследниками Царствия Небесного и поставили духовное выше телесного, а небесное выше земного».

Справка:

Сорок мучеников Севастийских — это святые первых веков христианства. Их житие оставило глубокий след в истории веры Христовой. В 313 году римский император святой Константин Великий дал христианам свободу. Но был в Риме и второй правитель — Ликиний. Ярый язычник, он не только замыслил возобновить гонения на верующих во Христа, но и готовился предать Константина и стать единоличным императором Рима. Начать массовые убийства предатель решил с военных, среди которых было немало последователей Спасителя.

В городе Севастии как раз было одно из таких — христианских — войск. Под началом язычника Агриколая находилась целая дружина христиан — сорок воинов, прославленных многими победами. По наущению Ликиния, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму. Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет».

Наутро коварный Агриколай вновь попробовал склонить войско отречься от Спасителя. Но и во второй раз потерпел неудачу. Христиан вновь бросили в темницу. Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».

Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них — будто сам Дух Святой защищал их от смерти. И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

И вот, когда наступил морозный зимний день, мучеников привели к местному озеру и оставили там под стражей обнаженными, прямо на льду, где плескалась холодная вода. Рядом растопили баню, чтобы в смертной агонии воины отреклись от Христа и променяли Его на тепло… Но лишь один из страдальцев не выдержал и побежал к бане — и тут же упал перед ней замертво.

Под утро, когда один из охранников проснулся, то увидел сиющие нимбы над головами каждого из тридцати девяти христиан. Осознав, почему венцов только 39, он воскликнул: «И я — христианин!» — сбросил одежду и встал рядом с воинами. Утром воинов и стражника вывели из озера и перебили им ноги. Затем их тела на колесницах отвезли к костру и предали огню.

Когда после казни минуло три дня, святых воинов увидел во сне епископ Севастийский Петр — ему было сказано похоронить их останки. Вместе с помощниками он по косточке собрал святые мощи и предал их земле с молитвой.