ЕПИСКОП МИТРОФАН СОВЕРШИЛ ЛИТУРГИЮ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ Г. СЕРДОБСКА

Утром 11 марта, в пятницу первой седмицы Великого поста, епископ Сердобский и Спасский Митрофан совершил вечерню и Божественную литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборе Архангела Михаила г. Сердобска. Перед литургией были совершены уставные великопостные — утреня, часы и изобразительны.

Его Преосвященству сослужили: иеромонах Амвросий (Макаров), врио. секретаря Епархиального управления; иерей Александр Федин, председатель епархиального отдела религиозного образования и катехизации; иерей Михаил Марчев, клирик кафедрального собора  Архангела Михаила г. Сердобска.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора.

Диаконский чин: диакон Димитрий Жирнов, клирик кафедрального собора; диакон Константин Самохин, клирик мужского пещерного монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни пос. Сазанье Сердобского района.

По окончании богослужения епископ Митрофан поздравил присутствующих в храме с пятым днем Великого поста, причастников – с принятием Святых Христовых Таин. В своем святительском слове правящий архиерей напомнил, что в этот день Церковь вспоминает великомученика Феодора Тирона и освящает коливо в память о чудесном событии, которое совершил Господь через этого праведного человека в 362 году при императоре Юлиане Отступнике. Тогда христиане были сохранены великомучеником Феодором от осквернения идоложертвенной кровью в первую седмицу Великого поста: святой явился архиепископу Евдоксию и повелел христианам употреблять коливо вместо оскверненной на торжище пищи.

«В первые века нашей эры христиане были притесняемы и гонимы, но стойко хранили веру. Язычники придумывали всякие ухищрения, чтобы отвернуть людей от веры Христовой. Так случилось и с молодой христианской общиной, только принявшей крещение. Если бы члены той общины были крепки в вере, они бы понимали, что идольское не имеет над ними никакой силы и власти. Господь, видя с одной стороны их веру, а с другой немощь посылает им великомученика Феодора, который предупреждает, чтобы они не покупали себе на рынке пропитание в эти дни, а взяли бы зерно, отварили его и вкушали. Христиане возрадовались, что Господь помогает и в радости, и в горе. Поэтому Церковь Христова вспоминает этого праведного мужа на первой седмице поста, чтобы и мы никогда не теряли доверие к Богу».

Владыка Митрофан благословил всех молящихся и пожелал, чтобы эти святые дни Великого поста питали нашу душу молитвой и освящали наше сердце Божией благодатью.

Справка:

В пятницу первой седмицы Великого Поста после вечерни и литургии Преждеосвященных Даров в храмах совершается молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и благословляется в честь него коливо – пшеница, сваренная с медом. Празднование это установлено в память о святом великомученике Феодоре Тироне и его чудесной помощи христианам в в первую седмицу Великого Поста .

Он жил на рубеже III и IV веков. Был воином, служил в городе Амасии, сейчас это территория современной Турции. Будучи христианином, Феодор отказался выполнять приказ своего командира принести жертву языческим богам и во всеуслышание исповедал свою веру. Воина заключили в темницу. По преданию, узнику явился Сын Божий, утешил и укрепил его. Феодора пытали, а на суде судья спросил: «Что хочешь: быть с нами или со Христом твоим?» Феодор Тирон ответил: «Со Христом моим и есть, и буду!» Его приговорили к сожжению. Впоследствии мощи святого были перенесены в Константинополь.

Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Таким образом он хотел осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого Поста. Но великомученик Феодор явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.

Вспоминая святого Феодора Тирона и благословляя коливо, Церковь говорит верующим, что дело не столько в пище, сколько в послушании, в умении за мелочами, такими как еда, видеть главное — свой выбор и его последствия. «Со Христом моим и есть, и буду!», — повторяем мы вслед за великомучеником Феодором.