ЕПИСКОП МИТРОФАН СОВЕРШИЛ ЛИТУРГИЮ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ В КАФЕДРАЛЬНОМ СОБОРЕ Г. СЕРДОБСКА

9 марта, в третий день Великого поста, епископ Сердобский и Спасский Митрофан совершил утреннее богослужение (часы, изобразительны, вечерню и первую в этом году литургию Преждеосвященных Даров) в кафедральном соборе Архангела Михаила г. Сердобска.

Его Преосвященству сослужили: иеромонах Амвросий (Макаров), врио. секретаря Епархиального управления; иерей Александр Федин, председатель епархиального отдела религиозного образования и катехизации; иерей Михаил Марчев, клирик кафедрального собора  Архангела Михаила г. Сердобска.

Богослужебные песнопения исполнили хор кафедрального собора.

Диаконский чин: диакон Димитрий Жирнов; диакон Константин Самохин.

По завершении богослужения Преосвященнейший владыка Митрофан обратился к собравшимся со святительским словом: «По милости Божией мы проводим первую седмицу Великого поста, поздравляю вас с первой литургией Преждеосвященных Даров».

Историческая справка:

Литургия Преждеосвященных даров – это совершенно особенное богослужение, присутствие на котором дает возможность в полной мере проникнуться великопостным настроением Церкви. Об истории его появления и смысле писал протоиерей Александр Шмеман в книге «Великий Пост».

В первохристианской Церкви, когда верующих было еще немного и вера их была засвидетельствована и испытана, существовал обычай раздавать после воскресной Литургии Святые Дары верующим, для того, чтобы, унося их к себе домой, они могли ежедневно причащаться; общая, радостная Евхаристия воскресного дня, таким образом, продолжалась в течение всей жизни. Однако, обычай этот прекратился, когда увеличилось число членов Церкви, когда христианство распространилось и неизбежно понизился уровень духовно-напряженной жизни, которой отличались первые христиане, и церковным властям пришлось принять меры, в предостережение возможного злоупотребления Святыми Дарами. На Западе это повело к причащению за ежедневной литургией; — это отличительная черта западной литургической традиции и благочестия, но одновременно и причина значительной перемены в самом понимании Евхаристии, переставшей быть праздничной, праздником Церкви и ставшей неотъемлемой частью дневного круга богослужения; таким образом, были созданы так называемые «частные» мессы, которые в свою очередь все больше и больше изменяли все другие части богослужения. На Востоке, наоборот, основное эсхатологическое, радостное понимание Евхаристии, устремленное к Царству Небесному, никогда не изменялось; и даже в настоящее время Божественная Литургия, по крайней мере в теории, не является одной из служб суточного круга. Совершение Литургии — всегда праздник, и день, когда он совершается, всегда приобретает духовное значение воскресного дня. Мы уже подчеркивали и еще раз повторим, что этот день несовместим с постом, и поэтому Евхаристия не совершается в будничные дни Великого Поста. Таким образом, когда ежедневное домашнее причащение было прекращено, его не заменили на Востоке ежедневным совершением Евхаристии, а возник новый вид причащения — Святыми Дарами, освященными в воскресенье, за праздничным совершением Литургии. Очень возможно, что Литургию Преждеосвященных Даров служили не только Великим Постом, но и в течение других постов церковного года. Но т. к. число праздников, больших и малых, увеличивалось, Евхаристию стали совершать гораздо чаще, и Литургия Преждеосвященных Даров стала характерным отличием одного Великого Поста, и мало-помалу, под влиянием великопостного богослужебного духа, той «светлой печали», о которой мы уже говорили, она приобрела ту единственную красоту и торжественность, что составляют духовную вершину великопостного богослужения.