15 мая, в Неделю четвертую по Пасхе, о расслабленном, день памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба, епископ Сердобский и Спасский Митрофан возглавил Божественную литургию в храме Рождества Христова р. п. Земетчино.
Его Преосвященству сослужили: иеромонах Амвросий (Макаров), врио. секретаря Епархиального управления; протоиерей Олег Мамонов, благочинный Земетчинского округа, настоятель храма Рождества Христова р. п. Земетчино; протоиерей Алексей Ладыгин, помощник настоятеля Богоявленского храма г. Пензы; иеромонах Михей (Мигунов), игумен Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни пос. Сазанье; иерей Василий Иванов, иерей Святослав Гусев и иерей Святослав Бобко — клирики Земетчинского благочиния.
Диаконский чин: диакон Димитрий Жирнов, клирик кафедрального собора Архангела Михаила г. Сердобска; диакон Константин Самохин, клирик мужского пещерного монастыря Казанской Алексиево-Сергиевской пустыни пос. Сазанье Сердобского района.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма Рождества Христова.
Во время богослужения во внимание к усердным трудам во славу Святой Церкви и ко дню Святой Пасхи по представлению правящего архиерея, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, протоиерей Олег Мамонов был удостоен богослужебно-иерархической награды, Право ношения креста с украшениями.
По сугубой ектении была вознесена молитва о восстановлении мира.
Проповедь перед причастием произнес протоиерей Алексей Ладыгин.
По окончании литургии правящий архиерей обратился к собравшимся в храме со святительским словом. Он поздравил всех с праздником Воскресения Христова, причастников — с принятием Святых Христовых Таин.
Справка:
15 мая — день памяти святых благоверных князей российских Бориса и Глеба (†1015).
У святого равноапостольного великого князя Владимира, крестившего Русь, было 12 сыновей от разных жен. Для грубого язычника, каким тогда еще был князь, многоженство было вполне допустимо. Крестившись, князь Владимир остался мужем одной жены. Среди его сыновей были родившиеся незадолго до Крещения Руси Борис и Глеб — будущие мученики, и брат их Святополк — будущий убийца, прозванный в народе «окаянным».
Великий князь Киевский Владимир, уже больной и престарелый (после Крещения Руси в 988 году прошло 26 лет), послал одного из своих любимых сыновей Бориса во главе сильной дружины дать отпор печенегам, появившимся на границах Руси. Печенеги не пожелали вступать в бой и удалились, а князь Борис на обратном пути узнал, что его отец умер. Тогда дружина, с которой Борис ходил на врага, предложила ему пойти и занять княжеский престол в Киеве, на который уже поторопился сесть его брат Святополк. Предложение было вполне реальным. Учитывая быстроту и внезапность, силу дружины в 8000 человек (так указывает преподобный Нестор Летописец), Борис, несомненно, мог стать князем Киевским. Дружина и народ любили Бориса, а Святополка никто не любил, даже сам князь Владимир.
Но Борис отказался от предложения своих воинов, и они покинули его. Князь проявил не мягкотелость, а жертвенность, исполнение заповеди Христа. «Не подниму руки на брата моего (Святополка), да еще на старшего, которого мне следует считать за отца, — так говорил Борис, не желая быть участником распри, — да не прольется никакая кровь ради этого, а если уж суждено ей пролиться, то пусть это будет только моя кровь» — вот в чем высший смысл его действий. Он видел в своем поступке жертву ради любви к Богу, к своей дорогой Родине, даже к убийце-брату. Святополк, желая избежать конкуренции, решил убить всех братьев. Уже зная о посланных к нему убийцах, князь Борис молился: «…ради Тебя, Господи, умерщвляют меня сегодня… Знаешь, Господи, что я не противлюсь, не возражаю… не поставь брату в вину греха его».
После убийства святого Бориса Святополк Окаянный послал к его младшему брату Глебу гонца с ложным известием о болезни уже скончавшегося к тому времени отца, великого князя Владимира, чтобы коварно убить второго возможного претендента на Киевский престол. Обманутый князь Глеб с небольшой дружиной поспешил в Киев. Предупреждение брата Ярослава, настигшее его у Смоленска, не остановило будущего святого, не ожидавшего такого злодейства со стороны брата Святополка. Недалеко от Смоленска убийцы настигли ладью Глеба, который не сопротивлялся, а только кротко молил пощадить его совсем еще юную жизнь. Убийцы хладнокровно перерезали святому Глебу горло. Его смерть — пример христианского мужества и незлобия.
Господь прославил мучеников многими чудесами, а участь братоубийцы Святополка была ужасной. На Руси святые страстотерпцы Борис и Глеб всегда почитались молитвенниками за землю Русскую.