АО «Первый канал», Студия «ВСТРЕЧА» и проект КАРО.Арт представляют фильм «Верные»

АО «Первый канал», Студия «ВСТРЕЧА» и проект КАРО.Арт

представляют фильм

«Верные»

Название: «Верные»

Автор сценария и режиссер: Наталия Гугуева

Оператор: Ирина Уральская RGC

Звукорежиссер: Виктор Морс

Режиссеры монтажа: Татьяна Матюхина АРМ, Наталия Гугуева

Текст читал: народный артист России Аристарх Ливанов

Продюсеры Первого канала: Олег Вольнов, Светлана Колосова

Генеральный продюсер: Наталия Гугуева

Продолжительность: 70 мин

Жанр: документальный

Страна: Россия

Производство: Студия «ВСТРЕЧА», 2024

Фильм создан при поддержке Министерства культуры РФ и АО «Первый канал»

31 октября в широкий прокат выходит документальный фильм «Верные» — на экранах более 200 кинозалов России покажут историю последних месяцев жизни семьи Николая II. Необычен ракурс этой истории в фильме – она показана с точки зрения подданных и слуг царя, которые разделили с Романовыми страдания и унижения их арестантской жизни. Выход киноленты приурочен к годовщине Октябрьской революции и празднованию Дня народного единства. Именно о единстве и рассказывает фильм — о том, что можно быть аристократом не по крови, а по духу. О благородстве простых подданных, которые возвысились в своей верности и преданности России, в которую верили, и стали последней опорой и самым близким кругом царской семьи.

Фильм «Верные» — это история последних дней царской семьи Николая II, рассказанная под необычным углом зрения. Главные герои не они, а подданные царской семьи, которые отправились с ней в добровольное изгнание. Верные царю, верные присяге, верные себе.

Наталия Гугуева, режиссёр фильма: «Думаю, что сейчас, как никогда, нам важно сохранять память о прошлом России по историям истинного благородства таких вот «тихих героев». Предательство и верность долгу, присяге, другому человеку, жертвенность, честь, порядочность — то, что волновало меня всегда. Это те нравственные категории, которые не зависят от образования, статусности, карьеры, занимаемой должности и положения в обществе. Они или есть в человеке, или нет. В своё время меня поразило то, что среди тех, кто остался верен царской семье и Николаю II после их ареста, были люди разных сословий: генерал, князь, доктор, графиня, комнатная девушка, лакей, матросы Седнев и Нагорный и т.д. Элементарная порядочность и верность, чувство долга были у них в крови. Это был образ той России, которая осталась верна своему царю до конца».

Герои картины воскрешают события тех трагических дней. Монахиня Евстафия (Морозова) отрешённо повествует о леденящих душу подробностях убийства царской семьи. Причём делает это в воссозданной комнате Ипатьевского дома, где всё выстроено так, как было в самой расстрельной комнате на момент убийства. Воспоминания очевидцев, дневники и хроники тех дней дополняются рассказами наших современников. В фильме прослеживаются две линии — дуализм человеческой природы помогают раскрыть потомки тех, кто был на стороне Света и тех, кто жил на стороне тьмы. Зрители побывают в гостях у семьи Владислава Седнева, внука Ивана Седнева, одного из подданных матросов, ставшего лакеем великих княжон, и Игоря Свалова, родственника охранника царской семьи в доме Ипатьева. Семья Седневых поведает о той, другой России — и зрителя окутают воспоминания о мирной жизни, атмосфере покоя и тепла, близости простого человеческого общения, которые царили между Романовыми и их слугами, о том, как дочь и сын простого безграмотного лакея стали крестниками царских особ.

 ЖЕРТВА И ВОЗНЕСЕНИЕ

Ужас происшедшего зверства, жестокость, низость и бесовщина убийц царской семьи противопоставляется стойкости, верности, благородству и святости её верных подданных.

«Если у царской семьи никакого выбора не было, то у их подданных точно был выбор, потому что им неоднократно предлагали уйти, спастись, — рассказывает в фильме Митрополит Кирилл (Наконечный), — но они не оставили царскую семью. И до самой своей мученической кончины делали всё для того, чтобы как-то облегчить последние трагические месяцы арестантской жизни Николая II, его жены и детей». По сути, они и оказались истинной семьей последнего государя России.  Поразительно то, что обыкновенный повар, лакей или так называемая комнатная девушка не утратили чувства долга и порядочности в самые тяжелые дни для царской семьи. А в это же время многие генералы, офицеры и родственники царя и царицы не только изменили присяге, но и предали своего государя.

В 2000 году Русская православная церковь Московского патриархата причислила Николая II, его супругу Александру Фёдоровну и пятерых детей к лику святых, и с этого дня они почитаются верующими как страстотерпцы.
3 февраля 2016 года Архиерейский собор РПЦ принял решение об общецерковном прославлении доктора Евгения Боткина.

ПАЛАЧИ И ИСКУПЛЕНИЕ

Часы, принадлежавшие доктору Боткину, становятся одним из важных символов фильма. Врач обменял их через кухарку у своих мучителей на продукты для царской семьи, и часы достались одному из палачей в Ипатьевском доме. В них — отражение остановившегося времени, ушедшей эпохи. Часы хранились в семье Игоря Свалова, родственника охранника царской семьи в доме Ипатьева, и все это время тяготили его, напоминали о низости и предательстве. В фильме «Верные» мы становимся свидетелями того, как через поколения происходит искупление — потомок мучителя передает неправедно добытые часы Боткина в дар Александро-Невскому Ново-Тихвинскому женскому монастырю в Екатеринбурге. Этот выбор не случаен, поскольку сёстры-монахини этой обители более 100 лет назад передавали в Ипатьевский дом продукты для царской семьи, за что тоже поплатились жизнью: были расстреляны большевиками.

 ХРОНИКА
В фильме собрана уникальная хроника жизни семьи Романовых и событий тех дней. Это материалы Российского государственного архива, фотографии Государственного архива РФ и личные фотоархивы семей потомков происходящих событий. Некоторые кинокадры, в том числе съёмки Ипатьевского дома столетней давности, зритель увидит впервые.

КИНОУРОК О ВЕРНОСТИ И ЧЕСТИ

Картина «Верные» выходит в широкий прокат с 31 октября и будет показана на 200 экранах более 40 городов России — от Калининграда до Новокузнецка.

 

Серьезная тема фильма важна не только для взрослой аудитории, интересующейся историей и пытающейся разобраться в событиях, которые привели Россию к трагическим последствиям более 100 лет назад. Выход фильма совпадает с днями школьных каникул. И пусть занятий в это время нет, но уроки благородства и чести не менее важны для подрастающего поколения.
Фильм будет доступен ПО ПУШКИНСКОЙ КАРТЕ и рекомендуется к просмотру всей семьей.