5 ноября 2023 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, в день памяти апостола Иакова, брата Господня по плоти, в Троицком соборе Раифского Богородицкого мужского монастыря (Зеленодольский район Татарстана) состоялось соборное архиерейское богослужение.
Божественную литургию совершили митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, архиепископ Абаканский и Хакасский Ионафан, архиепископ Корейский Феофан, епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Сердобский и Спасский Митрофан, епископ Енисейский и Лесосибирский Игнатий.
Архипастырям сослужили секретарь Татарстанской митрополии иеромонах Кирилл (Корытко), наместник Раифского монастыря игумен Гавриил (Рожнов), секретарь Оренбургской епархии иерей Вадим Татусь, настоятель Никольского кафедрального собора города Оренбурга протоиерей Алексий Асеев, настоятели и клирики храмов Казани, Зеленодольска и Оренбурга, монашествующие Казанской епархии в священном сане.
Песнопения исполнили архиерейский мужской хор под управлением Дениса Рогова и вокальный квартет Раифского монастыря «Притча» под управлением диакона Сергия Уренцева.
За богослужением молились настоятельница Успенского женского монастыря (Оренбургская епархия) игумения Флора (Новицкая), насельники Раифской обители, прихожане и паломники.
На мирной и сугубой ектениях были вознесены молитвы о Российском воинстве и о мире. По запричастном стихе проповедь произнёс насельник Казанского Богородицкого монастыря иеромонах Аркадий (Логинов). В завершение было совершено славление апостолу Иакову.
Митрополит Кирилл обратился к верующим со словом:
Дорогие Преосвященные владыки! Дорогие отцы, братья и сёстры! Всечестной отец Гавриил, братия святой обители! Дорогие паломники!
Сегодняшняя служба напомнила мне о свидетельствах, которыми во всех уголках нашего Татарстана делятся люди, соприкоснувшиеся когда-то с Раифской обителью. Жители нашей республики говорят, что в Раифе всегда было душевно и многолюдно. К восстановителю этой святой обители отцу Всеволоду (Захарову) притекали многие люди христианского и мусульманского вероисповедания и даже вовсе не религиозные. Они приходили сюда, потому что получали в восстановленном трудами священника монастыре утешение и радость.
Царица Небесная избрала этот монастырь местом Своего пребывания. На протяжении четырех веков святая обитель была местом большой любви и особого почитания Матери Божией. Для современных жителей Казани и Татарстана, для тех, кто живёт рядом с Раифой, это место стало светочем, возникшим из небытия, дающим надежду на избавление от тьмы безбожия и возвращение к Христовой истине. Многие из надежд, которые у нас были 30 лет назад, не оправдались. Но благодать Божия, изливающаяся от чудотворной иконы Царицы Небесной, находящейся здесь, и любовь народная к этому месту, остаётся.
Многие и многие приходят сюда и получают утешение, не зная о жизни обители в первые годы восстановления, о трудах архимандрита Всеволода и братии. Люди идут сюда, потому что здесь им тепло, здесь они получают духовный заряд бодрости и утешения. То же ощущаем все мы с вами. Находясь здесь в воскресный день, мы сердцем чувствуем, что это место избрано Самим Богом для особого поклонения Его Пречистой Матери.
Святых мест на Руси много. В каждом регионе есть место, наиболее дорогое для живущих там людей. Раифская обитель источает тепло и даёт нам образ преддверия Небесного Царства, которое уготовано каждому, кто любит Бога и стремится к Нему.
Сегодняшнее Евангельское чтение (Лк. 16:19-31) наводит нас на размышления о нашей стране. Вчера был День народного единства, государственный праздник. А сегодня, читая Священное Писание, мы понимаем, что подлинное единство возможно только в Боге. Из Евангелия мы слышим, что народ разделён: живут отдельно богачи, отдельно живут бедные несчастные люди. Лазарь, о котором повествуется в евангельской притче, вошёл в Царство Небесное не потому что он был беден, а потому что был кроток и смирен сердцем. В Писании ни слова не сказано, что он роптал, с ненавистью смотрел на дом богача, что в его душе бушевали бури от осознания несправедливости человеческой. Лазарь принимал жизнь такой, какой она была. Богатый же человек не видел бедности и страданий. Каждый день своей жизни он веселился, утешал плоть и получил потом соответственно заслугам.
И в нашей жизни присутствует это разделение. Люди делятся на тех, кто живёт только ради себя и утешения плоти, и на тех, кто живёт по-другому. Наши благочестивые предки говорили, что для каждого беды разные — у кого-то суп жидок, а кому-то бисер мелок. У людей разные представления о несчастье. Наша задача — научиться без ропота смотреть на обстоятельства жизни, приобрести смирение, которое не поколеблет ничто внешнее. Важно, чтобы мы со смирением принимали то, что Господь посылает нам для нашего спасения. Когда мы будем стараться жить по-христиански, тогда Господь подаст силы и мужество переносить все жизненные невзгоды и тяжести. Условия жизни наших предков были не лучше наших, зачастую им жилось гораздо тяжелее и материально, и физически. Но они жили с Богом и поэтому их жизнь была наполнена смыслом. Наше пребывание здесь, на земле, должно быть ориентировано на Царство Небесное. Когда человек теряет это, то утрачивает и основу бытия. Тогда он и здесь не живёт по-человечески, и Царство Небесное не наследует, потому что уже на земле в его душе воцаряется ад со всей его злобой, ненавистью, нетерпением, ропотом, человеконенавистничеством. Всё это является неотъемлемой частью пребывания в аду. А наше место пребывания должно быть рядом с Богом, где «нет ни болезни, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». К вечной жизни должна стремиться душа человека.
У нас много земных устремлений, мы ставим перед собой разные житейские задачи и цели. Но цель наследования Царства Небесного для нас не является первостепенной. Это беда христиан сегодняшнего времени. Святая Русь — вот идеал. Все понимали, что к этому идеалу надо стремиться. До него можно не дойти, но стремиться нужно. И люди стремились утвердить Святую Русь не только в душе, но и вокруг себя в жизни.
Сегодня, когда очень многие ценностные ориентиры потеряны, нам нужно вернуть себе ориентир на жизнь вечную. Иначе всё, что мы делаем, будет бессмысленным, забудется. Когда наши благочестивые предки строили храмы и монастыри, они стремились к выполнению конкретной задачи. Созидая святые места, они пытались проложить путь в жизнь вечную, в Царство Небесное. Когда же внутренняя составляющая была вырвана из жизни общества, всё вокруг начало рушиться. Храмы ещё были, а стремления к вечности, понимания истинных целей и задач уже не стало.
Комфорт человеческий — идеал жизни. Но это в корне неправильно! Средство не должно становиться целью. Многое из того, что было утрачено в прошлом, было потеряно как раз из-за утраты мировоззренческих основ. Очень важно, чтобы вокруг нас были святыни — храмы, монастыри, чтобы в них с благоговением хранились иконы и мощи. Важно, чтобы люди соприкасались со святостью во всех уголках страны. Но не менее важно, чтобы каждый из нас стремился к достижению задачи, о которой сегодня в Евангелии святой праотец Авраам сказал грешному богачу: «есть Моисей и пророки; пусть слушают их».
Нам дано Священное Писание, законы Божии, по которым мы должны жить, чтобы унаследовать жизнь вечную и чтобы наша участь в вечности была отличной от той, которую наследовал человек, все свои мысли и желания посвящавший удовлетворению плоти. В результате он погиб сам и очевидно погибли его близкие, которые жили так же. Цели и задачи нашей с вами жизни должны быть связаны с миром горним, потому что Бог создал человека для вечности, для вечного пребывания вместе с Ним. Избрав для себя жизнь плотскую, похотливую, человек в результате губит и своё земное существование, и лишает себя жизни вечной.
Да не будет этого ни с кем из здесь стоящих — тех, кто в этот воскресный день, искренне молится Господу Богу о спасении своей души и о спасении своих ближних!
Митрополит Кирилл также поблагодарил за труды наместника Раифского монастыря игумена Гавриила (Рожнова) с братией и пожелал, чтобы каждый человек, приходящий в обитель, получал здесь утешение человеческое и направление к жизни вечной.
Глава митрополии приветствовал архипастырей, священников и мирян, которые прибыли в Татарстан, чтобы принять участие в торжествах в честь Казанской иконы Божией Матери и вознести сугубые молитвы в других святых местах Татарстана.
Епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий от лица духовенства и мирян Оренбургской епархии поблагодарил митрополита Кирилла за гостеприимство и радость совместной молитвы в дни особого почитания Пресвятой Богородицы на месте явления Её чудотворного Казанского образа в 1579 году.
Архипастыри преподали верующим благословение.
Материал официального сайта Татарстанской митрополии «Православие в Татарстане»