УТРЕНЯ С ЧТЕНИЕМ ВЕЛИКОГО КАНОНА ПРП. АНДРЕЯ КРИТСКОГО

В понедельник 5-й седмицы Великого поста, 4 апреля, епископ Сердобский и Спасский Митрофан совершил утреню с чтением великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в кафедральном соборе Архангела Михаила г. Сердобска.

Его Преосвященству сослужили: иеромонах Амвросий (Макаров), врио. секретаря Епархиального управления; иерей Александр Федин, ключарь кафедрального собора Архангела Михаила г. Сердобска.

Диаконский чин: иеродиакон Иннокентий (Ганин);  диакон Димитрий Жирнов.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора.

Был прочитан тропарь преподобной Марии Египетской и житие святой, которое разделялось чтением канона духовенством собора. К концу каждой песни добавлялись тропари преподобной Марии.

Справка: 

В этот вечер во всех православных храмах состоялось особое богослужение — Стояние преподобной Марии Египетской. Это название утрени, совершаемой, как правило, в четверг пятой седмицы Великого поста. В народе эту службу также принято называть Марииным стоянием, поскольку на ней читается житие преподобной Марии Египетской. Именование «стояние» указывает на то, что прихожане принимают на себя труд молиться за длительной службой, предполагающей внутреннюю собранность, а также внешнюю сосредоточенность.

В этом году память преподобной Марии Египетской приходится на 7 апреля, то есть совпадает с празднованием Благовещения Пресвятой Богородицы. Когда так происходит, то согласно богослужебному уставу Мариино стояние переносится на богослужение утрени вторника той же седмицы, то есть на вечер понедельника (церковный день начинается с вечера). Это значит, что в нынешнем году Мариино стояние во всех храмах совершается вечером 4 апреля, в понедельник.

В этот день в храмах целиком прочитывают Великий покаянный канон святого Андрея Критского, который читался по частям в начале Великого поста (первый раз Великий канон, разделенный на четыре части, читают в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы).

Канон читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими так же, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. Смысл этого священнодействия — в том, чтобы уже теперь, в конце великопостного пути, когда до Пасхи остаются две с половиной недели, подвести итог поста как времени самонаблюдения, самоосуждения, плача о своих грехах и покаяния в них.

Великий канон состоит из 250 тропарей и Великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. Весь Ветхий Завет предстает перед нами в тропарях канона как школа покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, преподобный Андрей Критский не забывает и о злых и жестоких делах, побуждая нас подражать добрым и отвращаться злых. Но в Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, но и увещание душе, рассуждения, молитвы. Пост – время покаяния и очищения, а канон преподобного Андрея Критского и направлен к тому, чтобы пробудить человеческую душу от греховного усыпления, раскрыть перед ней пагубность греховного состояния, подвигнуть к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, к отвращению от грехов и к исправлению жития.

На богослужении также прочитывается житие преподобной Марии Египетской – святой, чей подвиг является одним из ярчайших образцов глубокого и истинного покаяния, которое способно переродить душу и изменить жизнь любого человека. Преподобная Мария Египетская, сумевшая с Божией помощью стать из великой грешницы величайшей святой, 17 лет жила в грехах, пока милостивый Господь не обратил ее к покаянию. Она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Суровыми подвигами подвижница совершенно искоренила в себе греховные желания и сделала свое сердце чистым храмом Духа Святого.