27 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, епископ Сердобский и Спасский Митрофан совершил литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборе Архангела Михаила г. Сердобска.
Его Преосвященству сослужили: иеромонах Амвросий (Макаров), врио. секретаря Епархиального управления; иеромонах Вениамин (Гришинов), настоятель храма преподобного Сергия Радонежского г. Сердобска.
Диаконский чин: иеродиакон Иннокентий (Ганин); диакон Димитрий Жирнов.
Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора.
По сугубой ектении за литургией была вознесена молитва о восстановлении мира.
Проповедь перед причастием произнес иеромонах Амвросий (Макаров).
По окончании литургии Преосвященнейший владыка Митрофан совершил поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, после чего поздравил собравшихся с воскресным днем, причастников — с принятием Святых Христовых Таин, и обратился к верующим со словом назидания.
В своей проповеди владыка Митрофан рассказал об истории Древа, из которого был сделан Крест Господень.
«В древности распятие на кресте было казнью для самых страшных разбойников. Дьявольским влиянием злых людей на Голгофе был распят на кресте и сам Спаситель мира. Древо окропленное Честной кровью Господа нашего Иисуса Христа, состоящее из орудия позора и смерти стало нашей славой, силой и крепостью, стало жертвенником, на котором был заклан Агнец Божий, принесенный за грехи всего мира, за грехи рода человеческого. Христос подарил людям истинную свободу, духовное ограждение и крепость. Крест — символ жертвенной любви Христовой, побеждающей зло. Поэтому мы себя ежедневно и не единожды осеняем крестным знамением, поэтому мы на груди носим крест Христов и исповедуем себя христианами, поэтому все наши храмы венчает святой Животворящий Крест Господень. Сегодня вместе со всей Матерью-Церковью мы воспеваем: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим», — добавил архипастырь.
Справка:
В третье воскресенье Великого поста, посвященное поклонению Кресту Господню, за всенощным бдением после великого славословия выносится Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
В середине Четыредесятницы Церковь предлагает для поклонения верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.
Святая Церковь сравнивает Крест с райским Древом жизни. По толкованию святых отцов, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры для услаждения еврейского народа во время 40-летнего странствования в пустыне. Крест сравнивается и с «сеннолиственным древом», под тенью которого останавливаются для отдыха утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия.
Святой Крест остается в центре храма в течение недели до пятницы, когда он перед литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются крестопоклонными. Начало традиции было положено во времена первых христиан. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас сочинения святых отцов, например, святителя Иоанна Златоуста (IV век), святого Софрония, Патриарха Иерусалимского (VII век). Последний в поучении о Кресте говорил: «Радуйся, щит Великого Царя, под сенью которого уготовляется всякая победа!»